Пандемия повлияла на развитие экономик всех стран. Чрезвычайное положение в Казахстане приостановило деятельность промышленных предприятий. Государство поддерживает бизнес, внедряет льготы, отсрочки и многое другое. В своем последнем выступлении президент отметил о необходимости поддержки средних быстрорастущих предприятий с экспортной нацеленностью через институты развития.
Какие меры государственной поддержки предоставляются бизнесу? Как работает институт развития в период чрезвычайного положения? Что происходит за стенами институтов развития? Об этом мы поговорили с Айдаром Какимжановым, заместителем председателя правления АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry».
- Айдар, скажите, сегодня предоставляется большое количество мер поддержки институтами развития. Чем все они отличаются?
- Стоит признать, что сегодня в Казахстане предоставляются порядка 100 мер государственной поддержки, предназначенных для развития бизнеса. Это финансовая поддержка путем кредитования, лизинг, гранты, страхование, гарантирование, возмещение и многое другое.
Эти меры предоставляют такие организации как КазАгроФинанс для предприятий агропромышленности, дочерние организации холдинга Байтерек - Банк Развития Казахстана, БРК-Лизинг, KazakhExport, "Даму" и другие.
Мы же, Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry, занимаемся возмещением затрат, которые понесли предприниматели, – от технологических решений до сертификации, экспорта и внедрения цифровых технологий - до 50% безвозмездно.
- Какие безвозмездные меры поддержки вы предлагаете бизнесу?
- QazIndustry является оператором Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК по повышению производительности труда и оператором Министерства торговли и интеграции РК по продвижению отечественных обработанных товаров на внешние рынки.
Экспортерам обработанных товаров мы возмещаем затраты, связанные с рекламой товаров за рубежом, участием в зарубежных выставках, ярмарках, фестивалях, сертификацией продукции за рубежом, арендой складов, торговых помещений. Одна из ощутимых и востребованных на сегодня мер – это возмещение части транспортных затрат. Предприятиям возмещаются 50% затрат и могут получить более 100 млн тенге.
В рамках повышения производительности труда возмещаем затраты, связанные с обучением персонала, привлечением иностранных специалистов для работы на предприятии, консалтинга в области IT, установкой оборудования, проведением испытаний, аудитом, внедрением управленческих и производственных технологий, внедрением автоматизированных систем, элементов индустрии 4.0 и многие другие затраты, которые несут наши отечественные предприятия.
Предприятия могут возместить до 40% своих затрат и по каждому виду затрат получить от 30 млн до 60 млн тенге, а в совокупности более 200 млн тенге.
Подробные условия и механизмы, виды затрат, размеры возмещения, необходимые документы указаны в Правилах предоставления мер господдержки, которые размещены на нашем сайте www.qazindustry.gov.kz.
- По каким приоритетным критериям происходит отбор предприятий - участников господдержки?
- Как я уже говорил, на получение возмещения затрат могут рассчитывать все категории бизнеса – малый, средний и крупный. Но есть четкие требования. Например, чтобы получить возмещение затрат, связанных с повышением производительности труда, предприятию необходимо осуществлять деятельность не менее одного года в приоритетных секторах экономики. А тем, кто хочет возместить экспортные затраты, необходимо быть производителем отечественных обработанных товаров либо быть его дочерней компанией, реализующей произведенную продукцию.
- Айдар, скажите, а может предприятие предварительно проконсультироваться с вами, прежде чем подаст заявку? И что происходит дальше после подачи заявки?
- Да, безусловно, заявитель может проконсультироваться, прежде чем подать заявку.
В целом наша работа построена следующим образом. Фронт-офис занимается консультацией по мерам поддержки и обучением подачи заявки. Для удобства предпринимателей и в целях эффективной консультации мы назначили региональных менеджеров. Ведется совместная работа с акиматами областей - сформирована база предприятий по регионам. Рассылаются письма и презентации по мерам поддержки, проводится обзвон предприятий, еженедельно формируется список потенциальных заявителей. Созданы чаты в мессенджерах Telegram и WhatsApp для оперативной консультации предпринимателей. Проводим вебинары, разрабатываются пошаговые инструкции, презентации. Все это публикуется у нас на официальном сайте и в социальных сетях.
После того как заявка с необходимым пакетом документов попадает к нам, мы в течение 7-10 рабочих дней в зависимости от видов затрат проводим экспертизу – на полноту пакета документов, а также финансовую и правовую. Далее в случае положительного решения формируем заключение о возможности возмещения затрат. В случае отрицательного решения предприятию направляется уведомление с указанием причин. Предприниматель имеет право устранить замечания и подать заявку снова. Если возмещаются затраты, связанные с экспортом, то заключение о возможности возмещения затрат выносят на рассмотрение и принятие решения на межведомственную комиссию при Министерстве торговли и интеграции РК. Далее заключается Соглашение с предпринимателем, на основании которого происходит возмещение затрат – перечисление средств на указанный расчетный счет.
- Вот вы сказали, что при отрицательном решении предприятию направляется уведомление с указанием причин. По каким причинам происходит отказ?
- У нас есть четкие критерии к заявителю и есть четкий перечень документов, который необходимо представить для получения возмещения затрат.
Основные причины, по которым направляются уведомления, – это неполный пакет документов – договор без приложений, отсутствие платежных поручений; технические ошибки – неправильно заполненная заявка, несоответствие данных в счет-фактурах и актах выполненных работ и др.; по критериям - задолженность по налогам, затраты, не предусмотренные Правилами, деятельность и производимый товар не входят в утвержденный Перечень и т. д.
Но, я думаю, это дело времени, ведь уже есть предприятия, которые могут и представляют полный пакет документов. На самом деле все наши требования положительно влияют на эффективность их работы, правильно выстраиваются бизнес-процессы и коммуникации, дисциплинируется финансовый учет всех расходов.
Бизнес должен правильно понимать, что наши меры — это как «витамины», которые позволяют быстрее развиваться и масштабироваться, притом что это бюджетные средства, и ответственность у нас обоюдная.
- Все вроде предельно ясно. Но не может же быть все так просто, все-таки это государственные средства. Предусматривается ли ответственность предпринимателей, что бизнес должен дать взамен?
- Очень правильный и хороший вопрос. Всегда и везде должен быть баланс, и меры государственной поддержки не исключение. Президент страны, правительство всегда в своих выступлениях и обращениях акцентировали внимание на том, что меры государственной поддержки должны предоставляться взамен на встречные обязательства бизнеса.
Уже сегодня многие меры государственной поддержки предоставляются с требованием выполнения определенных обязательств, например, в рамках возмещения затрат на повышение производительности труда предприниматель должен увеличить доход в 2 раза на один вложенный тенге государством в течение 2 лет.
Все меры стимулирования будут предоставляться в ответ на принятие встречных обязательств: повышение экспортной выручки, налоговых отчислений и производительности труда, увеличение номенклатуры товаров и другие.
- Насколько эффективны меры господдержки, есть ли примеры, кто уже получал так называемый cash back?
- По итогам прошлого года в рамках направления «повышение производительности труда» возмещены 122 заявки от 69 предприятий на сумму 779,15 млн тенге, а по направлению «продвижение отечественных обработанных товаров на внешние рынки» возмещены 179 заявок от 139 предприятий на сумму 3,9 млрд тенге, из них 3,5 млрд тенге по затратам, связанным с доставкой товаров, и 350,5 млн тенге по затратам на продвижение товаров.
Если говорить конкретно о получателях, то приведу пару примеров, кто получил возмещение затрат: ТОО «AlumConstruction» возместило затраты, связанные с шеф-монтажом и пусконаладкой оборудования, которое позволило увеличить объем переработки стекла в два раза, а также перерабатывать отходы и повторно его использовать. ТОО «KARLSKRONA LC AB» за привлечение зарубежного специалиста, благодаря которому была проведена работа по оптимизации производственных процессов и освоены линейки нового насосного оборудования; а также за разработку конструкторской и технологической документации по производству новых видов продукции. ТОО «Обувная фабрика SAMHAT» за обучение работников раскройного, швейного и затяжного участков, которое позволило увеличить качество пошива обуви на 20%. ТОО «ПК «АГФ Групп» за внедрение автоматизированной системы для швейного производства «Стилон». ТОО «КАЙНАР АКБ» получило возмещение затрат за доставку и продвижение товаров на внешние рынки, а также такие компании как: ТОО «ШИН ЛАИН», ТОО «ХАМЛЕ КОМПАНИЯ ЛТД», ТОО «RG BRANDS KAZAKHSTAN», АО «ЕВРАЗИАН ФУДС КОРПОРЭЙШН», ТОО «DOSFARM», ТОО «РАХАТ» и многие другие. И этот список можно продолжать долго.
Все эти меры государственной поддержки позволяют предприятиям более эффективнее увеличивать производительность труда, объемы производства и экспорта, увеличивать налоговые отчисления, что в целом дает положительный импульс развитию национальной экономики, росту благосостояния казахстанцев, а также реализовывать социальные программы.
- Сказывается ли нынешняя ситуация в экономике на вашей работе? Каким образом вы выстроили свою работу (по приему заявок и возмещению) в нынешних условиях?
- Qazindustry перешел на особый режим работы в связи с указом президента РК о введении чрезвычайного положения в Казахстане.
По приказу председателя правления ограничены командировки сотрудников, отменены все массовые мероприятия, а также осуществлен полный переход на электронный документооборот. Кроме того, все работники переведены на дистанционную форму осуществления трудового процесса.
QazIndustry несколько лет принимал заявки на возмещение затрат на бумажных носителях. Но в ходе работы мы столкнулись с необходимостью повысить скорость оказания и доступности услуг. В частности, отказаться от необходимости физически привозить документы, сделать рассмотрение более быстрым, а статус прозрачным для заявителя.
Для разрешения этих проблем еще в прошлом году была поставлена задача по автоматизации бизнес-процессов приема, рассмотрения и принятия решения по заявкам возмещения.
26 марта 2020 года QazIndustry запустили портал qazindustry.gov.kz. Автоматизация и прием заявок онлайн дали эффект как для заявителей, так и для нас. Сроки оказания услуг возмещения затрат по продвижению отечественных товаров на внешние рынки сократились с 49 до 12 рабочих дней (на 75%). По производительности труда - с 17 до 12 рабочих дней (на 30%). Теперь у отечественных производителей появилась возможность подать электронную заявку на возмещение затрат из любой точки Казахстана. И на этом мы не останавливаемся, задача нашей Компании на 2020-2021 год - интегрировать наш портал со всеми необходимыми государственными органами для получения необходимых документов по заявке. Предпринимателю будет достаточно только отправить заявку на получение возмещения с минимальным пакетом документов для подтверждения. Это сократит сроки рассмотрения и ожидания для заявителя, более того, все меры господдержки передадут в статус государственных услуг, что обеспечит прозрачность и своевременность освоения бюджетных средств.
- Планируется внедрение новых инструментов?
- Сегодня мы являемся свидетелями активного внедрения цифровых технологий практически во всех сферах. Осознавая важность технологической модернизации, Казахстан также проводит большую работу по цифровизации промышленности.
В текущем году мы планируем провести реинжиниринг мер поддержки, направленных на повышение производительности труда, внедрить новые виды затрат, связанные с разработкой стратегии развития цифровизации на предприятии и их внедрения цифровых технологий.
Это позволит начать переход с текущего уровня технологического развития так называемого стандартизированного производства (полуавтоматизация процессов) на уровень «прозрачного» производства (управление цифровыми потоками, что подразумевает оцифровывание всех производственных данных), с последующим переходом на уровень «умного» производства» (киберфизические процессы с человеко-роботным взаимодействием).
Задача Qazindustry не просто поддерживать наших отечественных производителей, а стать полноценно полезным партнером как в финансовом, так и в дальнейшем стратегическом развитии.