USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.52$
+0.060
BTC
98958.50$
+914.600

Поддержка бизнеса через институты развития

Чем QazIndustry может помочь предпринимателям

Share
Share
Share
Tweet
Share
Поддержка бизнеса через институты развития- Kapital.kz

Пандемия повлияла на развитие экономик всех стран. Чрезвычайное положение в Казахстане приостановило деятельность промышленных предприятий. Государство поддерживает бизнес, внедряет льготы, отсрочки и многое другое. В своем последнем выступлении президент отметил о необходимости поддержки средних быстрорастущих предприятий с экспортной нацеленностью через институты развития.

Какие меры государственной поддержки предоставляются бизнесу? Как работает институт развития в период чрезвычайного положения? Что происходит за стенами институтов развития? Об этом мы поговорили с Айдаром Какимжановым, заместителем председателя правления АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry».

- Айдар, скажите, сегодня предоставляется большое количество мер поддержки институтами развития. Чем все они отличаются?

 - Стоит признать, что сегодня в Казахстане предоставляются порядка 100 мер государственной поддержки, предназначенных для развития бизнеса. Это финансовая поддержка путем кредитования, лизинг, гранты, страхование, гарантирование, возмещение и многое другое.

Эти меры предоставляют такие организации как КазАгроФинанс для предприятий агропромышленности, дочерние организации холдинга Байтерек - Банк Развития Казахстана, БРК-Лизинг, KazakhExport, "Даму"  и другие.

Мы же, Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry, занимаемся возмещением затрат, которые понесли предприниматели, – от технологических решений до сертификации, экспорта и внедрения цифровых технологий - до 50% безвозмездно.

- Какие безвозмездные меры поддержки вы предлагаете бизнесу?

- QazIndustry является оператором Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК по повышению производительности труда и оператором Министерства торговли и интеграции РК по продвижению отечественных обработанных товаров на внешние рынки.

Экспортерам обработанных товаров мы возмещаем затраты, связанные с рекламой товаров за рубежом, участием в зарубежных выставках, ярмарках, фестивалях, сертификацией продукции за рубежом, арендой складов, торговых помещений. Одна из ощутимых и востребованных на сегодня мер – это возмещение части транспортных затрат. Предприятиям возмещаются 50% затрат и могут получить более 100 млн тенге.

В рамках повышения производительности труда возмещаем затраты, связанные с обучением персонала, привлечением иностранных специалистов для работы на предприятии, консалтинга в области IT, установкой оборудования, проведением испытаний, аудитом, внедрением управленческих и производственных технологий, внедрением автоматизированных систем, элементов индустрии 4.0 и многие другие затраты, которые несут наши отечественные предприятия.

Предприятия могут возместить до 40% своих затрат и по каждому виду затрат получить от 30 млн до 60 млн тенге, а в совокупности более 200 млн тенге.

Подробные условия и механизмы, виды затрат, размеры возмещения, необходимые документы указаны в Правилах предоставления мер господдержки, которые размещены на нашем сайте www.qazindustry.gov.kz.

- По каким приоритетным критериям происходит отбор предприятий - участников господдержки?

- Как я уже говорил, на получение возмещения затрат могут рассчитывать все категории бизнеса – малый, средний и крупный. Но есть четкие требования. Например, чтобы получить возмещение затрат, связанных с повышением производительности труда, предприятию необходимо осуществлять деятельность не менее одного года в приоритетных секторах экономики. А тем, кто хочет возместить экспортные затраты, необходимо быть производителем отечественных обработанных товаров либо быть его дочерней компанией, реализующей произведенную продукцию.

- Айдар, скажите, а может предприятие предварительно проконсультироваться с вами, прежде чем подаст заявку? И что происходит дальше после подачи заявки?

- Да, безусловно, заявитель может проконсультироваться, прежде чем подать заявку.

В целом наша работа построена следующим образом. Фронт-офис занимается консультацией по мерам поддержки и обучением подачи заявки. Для удобства предпринимателей и в целях эффективной консультации мы назначили региональных менеджеров. Ведется совместная работа с акиматами областей - сформирована база предприятий по регионам. Рассылаются письма и презентации по мерам поддержки, проводится обзвон предприятий, еженедельно формируется список потенциальных заявителей. Созданы чаты в мессенджерах Telegram и WhatsApp для оперативной консультации предпринимателей. Проводим вебинары, разрабатываются пошаговые инструкции, презентации. Все это публикуется у нас на официальном сайте и в социальных сетях.

После того как заявка с необходимым пакетом документов попадает к нам, мы в течение 7-10 рабочих дней в зависимости от видов затрат проводим экспертизу – на полноту пакета документов, а также финансовую и правовую. Далее в случае положительного решения формируем заключение о возможности возмещения затрат. В случае отрицательного решения предприятию направляется уведомление с указанием причин. Предприниматель имеет право устранить замечания и подать заявку снова. Если возмещаются затраты, связанные с экспортом, то заключение о возможности возмещения затрат выносят на рассмотрение и принятие решения на межведомственную комиссию при Министерстве торговли и интеграции РК. Далее заключается Соглашение с предпринимателем, на основании которого происходит возмещение затрат – перечисление средств на указанный расчетный счет.

- Вот вы сказали, что при отрицательном решении предприятию направляется уведомление с указанием причин. По каким причинам происходит отказ?

- У нас есть четкие критерии к заявителю и есть четкий перечень документов, который необходимо представить для получения возмещения затрат.

Основные причины, по которым направляются уведомления, – это неполный пакет документов – договор без приложений, отсутствие платежных поручений; технические ошибки – неправильно заполненная заявка, несоответствие данных в счет-фактурах и актах выполненных работ и др.; по критериям - задолженность по налогам, затраты, не предусмотренные Правилами, деятельность и производимый товар не входят в утвержденный Перечень и т. д.

Но, я думаю, это дело времени, ведь уже есть предприятия, которые могут и представляют полный пакет документов. На самом деле все наши требования положительно влияют на эффективность их работы, правильно выстраиваются бизнес-процессы и коммуникации, дисциплинируется финансовый учет всех расходов.

Бизнес должен правильно понимать, что наши меры — это как «витамины», которые позволяют быстрее развиваться и масштабироваться, притом что это бюджетные средства, и ответственность у нас обоюдная.

- Все вроде предельно ясно. Но не может же быть все так просто, все-таки это государственные средства. Предусматривается ли ответственность предпринимателей, что бизнес должен дать взамен?

- Очень правильный и хороший вопрос. Всегда и везде должен быть баланс, и меры государственной поддержки не исключение. Президент страны, правительство всегда в своих выступлениях и обращениях акцентировали внимание на том, что меры государственной поддержки должны предоставляться взамен на встречные обязательства бизнеса.

Уже сегодня многие меры государственной поддержки предоставляются с требованием выполнения определенных обязательств, например, в рамках возмещения затрат на повышение производительности труда предприниматель должен увеличить доход в 2 раза на один вложенный тенге государством в течение 2 лет.

Все меры стимулирования будут предоставляться в ответ на принятие встречных обязательств: повышение экспортной выручки, налоговых отчислений и производительности труда, увеличение номенклатуры товаров и другие.

- Насколько эффективны меры господдержки, есть ли примеры, кто уже получал так называемый cash back?

- По итогам прошлого года в рамках направления «повышение производительности труда» возмещены 122 заявки от 69 предприятий на сумму 779,15 млн тенге, а по направлению «продвижение отечественных обработанных товаров на внешние рынки» возмещены 179 заявок от 139 предприятий на сумму 3,9 млрд тенге, из них 3,5 млрд тенге по затратам, связанным с доставкой товаров, и 350,5 млн тенге по затратам на продвижение товаров.

Если говорить конкретно о получателях, то приведу пару примеров, кто получил возмещение затрат: ТОО «AlumConstruction» возместило затраты, связанные с шеф-монтажом и пусконаладкой оборудования, которое позволило увеличить объем переработки стекла в два раза, а также перерабатывать отходы и повторно его использовать. ТОО «KARLSKRONA LC AB» за привлечение зарубежного специалиста, благодаря которому была проведена работа по оптимизации производственных процессов и освоены линейки нового насосного оборудования; а также за разработку конструкторской и технологической документации по производству новых видов продукции. ТОО «Обувная фабрика SAMHAT» за обучение работников раскройного, швейного и затяжного участков, которое позволило увеличить качество пошива обуви на 20%. ТОО «ПК «АГФ Групп» за внедрение автоматизированной системы для швейного производства «Стилон». ТОО «КАЙНАР АКБ» получило возмещение затрат за доставку и продвижение товаров на внешние рынки, а также такие компании как: ТОО «ШИН ЛАИН», ТОО «ХАМЛЕ КОМПАНИЯ ЛТД», ТОО «RG BRANDS KAZAKHSTAN», АО «ЕВРАЗИАН ФУДС КОРПОРЭЙШН», ТОО «DOSFARM», ТОО «РАХАТ» и многие другие. И этот список можно продолжать долго.

Все эти меры государственной поддержки позволяют предприятиям более эффективнее увеличивать производительность труда, объемы производства и экспорта, увеличивать налоговые отчисления, что в целом дает положительный импульс развитию национальной экономики, росту благосостояния казахстанцев, а также реализовывать социальные программы.

- Сказывается ли нынешняя ситуация в экономике на вашей работе? Каким образом вы выстроили свою работу (по приему заявок и возмещению) в нынешних условиях?

- Qazindustry перешел на особый режим работы в связи с указом президента РК о введении чрезвычайного положения в Казахстане.

По приказу председателя правления ограничены командировки сотрудников, отменены все массовые мероприятия, а также осуществлен полный переход на электронный документооборот. Кроме того, все работники переведены на дистанционную форму осуществления трудового процесса.

QazIndustry несколько лет принимал заявки на возмещение затрат на бумажных носителях. Но в ходе работы мы столкнулись с необходимостью повысить скорость оказания и доступности услуг. В частности, отказаться от необходимости физически привозить документы, сделать рассмотрение более быстрым, а статус прозрачным для заявителя.

Для разрешения этих проблем еще в прошлом году была поставлена задача по автоматизации бизнес-процессов приема, рассмотрения и принятия решения по заявкам возмещения.

26 марта 2020 года QazIndustry запустили портал qazindustry.gov.kz. Автоматизация и прием заявок онлайн дали эффект как для заявителей, так и для нас. Сроки оказания услуг возмещения затрат по продвижению отечественных товаров на внешние рынки сократились с 49 до 12 рабочих дней (на 75%). По производительности труда - с 17 до 12 рабочих дней (на 30%). Теперь у отечественных производителей появилась возможность подать электронную заявку на возмещение затрат из любой точки Казахстана. И на этом мы не останавливаемся, задача нашей Компании на 2020-2021 год - интегрировать наш портал со всеми необходимыми государственными органами для получения необходимых документов по заявке. Предпринимателю будет достаточно только отправить заявку на получение возмещения с минимальным пакетом документов для подтверждения. Это сократит сроки рассмотрения и ожидания для заявителя, более того, все меры господдержки передадут в статус государственных услуг, что обеспечит прозрачность и своевременность освоения бюджетных средств.

- Планируется внедрение новых инструментов?

- Сегодня мы являемся свидетелями активного внедрения цифровых технологий практически во всех сферах. Осознавая важность технологической модернизации, Казахстан также проводит большую работу по цифровизации промышленности.

В текущем году мы планируем провести реинжиниринг мер поддержки, направленных на повышение производительности труда, внедрить новые виды затрат, связанные с разработкой стратегии развития цифровизации на предприятии и их внедрения цифровых технологий.

Это позволит начать переход с текущего уровня технологического развития так называемого стандартизированного производства (полуавтоматизация процессов) на уровень «прозрачного» производства (управление цифровыми потоками, что подразумевает оцифровывание всех производственных данных), с последующим переходом на уровень «умного» производства» (киберфизические процессы с человеко-роботным взаимодействием).

Задача Qazindustry не просто поддерживать наших отечественных производителей, а стать полноценно полезным партнером как в финансовом, так и в дальнейшем стратегическом развитии.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.