С целью создания благоприятных условий для развития МСБ в рамках реализации региональной программы «Алматы бизнес – 2025» в июле текущего года был создан центр предпринимательства Qoldaý с филиалами в шести районах города. Подразумевается, что по принципу «одного окна» в центре будут доступны услуги всех госорганов, институтов развития и монополистов. О том, как это сегодня работает, в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал заместитель генерального директора ТОО «Центр предпринимательства «Qoldaý» Вячеслав Попов.
– Вячеслав, расскажите, что представляет собой Центр предпринимательства Qoldaý и когда он открылся?
– Мы стартовали 16 сентября, и первые 35 консультаций были оказаны уже в первый день.
Наш центр, наверное, уникален тем, что действует по принципу «одного окна» и оказывает больше 500 видов услуг, где предприниматель имеет возможность получить консультации по всем видам разрешительных документов. К нам прикомандированы 12 государственных структур, и, по сути, каждая из них – это закрытая организация, которая в обычной жизни не проводит консультаций для предпринимателей.
Обычно предприниматель не всегда понимает, какой пакет документов ему необходимо собрать, как его правильно оформить, куда отправить; также зачастую он не владеет знаниями в части законодательных актов. Все это делаем мы.
Допустим, на какой-то запрос приходит отказ, в этом случае наша задача – понять суть отказа, и если со стороны предпринимателя нарушений не выявлено, то мы понимаем, что имеет место административный барьер, а он в свою очередь всегда содержит коррупционную составляющую. Таким образом, мы еще и косвенно снижаем показатели коррупции.
Кроме того, мы готовим предпринимателя к собеседованию в финансирующих организациях на предмет участия в государственных программах. В случае отказа в получении займа мы требуем от этой организации документального обоснования, почему проект не прошел. Однако мы не останавливаемся на одном только источнике финансирования, сейчас рассматриваем банки второго уровня. Более того, содействуем предпринимателям в получении государственных и частных грантов, а также в поиске инвесторов и соинвесторов.
– Какое количество персонала находится в штате Qoldaý?
– 57 человек, это штатные сотрудники Qoldaý. Плюс 12 человек прикомандированы из различных госструктур, они числятся там, но находятся здесь. Помимо этого, в ближайшие дни мы ожидаем у себя в центре сотрудников ЦОНа.
На 2020 год у нас заложено увеличение штата на 15 человек в связи с открытием в каждом районе Алматы наших отделений, которые будут полноправно функционировать наравне с нами.
Мы, как головной офис, сейчас занимаемся исследованием и планированием запросов от населения и видим, что больше всего заявок на рассмотрение уходит в такие государственные подразделения, как архитектура, СЭЗ и ДЧС. Поэтому планируем, чтобы эти три организации также прикомандировали своих сотрудников в наши районные отделения.
– Консультации, которые предоставляют ваши специалисты, платные?
– Нет, все консультации бесплатные, потому что мы являемся 100%-ной дочерней организацией акимата Алматы. При этом наши консультанты – это люди с рынка: юристы, экономисты, специалисты из предпринимательской среды. И самая большая задача, которую перед нами первоначально ставил аким города, – чтобы центром руководили те, кто четко понимает проблемы бизнеса, и в будущем смогли сформировать новые услуги развития.
– А сколько по времени в среднем выходит «упаковка» одного пакета документов для участия в той же госпрограмме?
– Если это наш внутренний бизнес-процесс, то мы упаковываем проект за неделю с момента идеи до готового бизнес-плана. Помимо этого, есть еще формат разрешительных документов, на который мы не можем влиять напрямую из-за сроков рассмотрения и выдачи, регламентированных госорганами. Он занимает порядка 10-30 дней.
– Какие-то из этих проектов уже получили финансирование?
– Фактического финансирования пока не было. Но за месяц существования нашего центра мы собрали портфель проектов на сумму почти 3,5 млрд тенге (от 5 млн тенге до 1 млрд тенге), то есть мы составили бизнес-планы, упаковали все документы и передали в банки второго уровня. Более половины проектов уже прошли предодобрение. Тем не менее дальнейшее их рассмотрение упирается в регламенты этих банков.
В том числе по новой программе «Алматы бизнес – 2025» было рассмотрено 35 проектов, которые в ближайшее время будут профинансированы.
– А лимиты на сумму проекта кто устанавливает?
– Они устанавливаются операторами госпрограмм. Например, в рамках программы «Алматы бизнес – 2025» есть четкое понимание, что если это стартап или начинающий предприниматель, то он может рассчитывать на финансирование от МФО Almaty на сумму до 20 млн тенге. Крупные займы – от 20 млн до 300 млн тенге – обычно получает действующий на рынке бизнес, который понимает свои текущие проблемы и задачи, в основном они идут на пополнение оборотного капитала либо увеличение основных средств. В этом случае он финансируется другой кредитной организацией – Almaty Finance.
– Назовите приоритетный сектор для финансирования на сегодняшний день.
– Приоритетный сектор сегодня – это экономика простых вещей, программа республиканского масштаба, которая затрагивает все виды производства, в том числе обрабатывающую и пищевую промышленность.
– Получается, что после того, как все документы подготовлены, предприниматель получил кредит, на этом миссия центра Qoldaý завершена?
– Разумеется, нет. Мы сопровождаем предпринимателя как до финансирования, так и после него. Наши специалисты мониторят весь процесс, начиная с момента, как предприниматель к нам пришел и с чем вышел от нас. Затем изучают динамику его деятельности, смотрят, сколько рабочих мест он создал, сколько людей трудоустроил, какую сумму налоговых платежей произвел в бюджет. В случае, если бизнес пошел на спад, мы пытаемся разобраться в ситуации и оказать содействие в решении проблемы.
– Насколько известно, ваш центр был создан именно для поддержки МСБ, то есть крупные предприятия или физические лица сюда не могут прийти за консультацией?
– К нам за консультацией приходят все, в том числе и из индустриальной зоны, из промышленных парков, также крупные заводы. Не говоря уже о физических лицах, интересующихся, какой им бизнес открыть и что для этого необходимо. Также для всех желающих на базе Qoldaý мы создали собственный учебный центр, где проводим курсы повышения квалификации.
– Вы сказали, что центр Qoldaý является 100%-ной дочерней организацией акимата, то есть это некоммерческий проект. Не рассматриваете ли вы в дальнейшем возможность извлечения из вашей деятельности какого-то коммерческого интереса?
– Да, мы государственная организация, но при этом имеем форму собственности ТОО, которая подразумевает получение прибыли. Конечно, мы рассматриваем возможность коммерциализации нашей деятельности, возможно, даже на следующий год, чтобы стать экономически самостоятельным предприятием и, соответственно, расходовать меньше бюджетных средств. И как человек, пришедший из бизнеса, я с этим абсолютно согласен.
Но при этом мы должны создавать такого качества услуги, чтобы предприниматели готовы были за них заплатить. Например, услуги, которые сейчас оказывают наши специалисты, в среднем на рынке оцениваются в 150-200 тыс. тенге. Одна консультация может стоить 50-70 тыс. тенге, а полное сопровождение проекта по разрешительным документам – доходить и до 500 тыс. тенге.
Поэтому мы своего рода ЦОН для предпринимателей с элементом консалтинга. Да, я знаю, что есть консалтинговые компании, занимающиеся предоставлением подобного рода платных услуг, и они нас в этом плане побаиваются. При этом у нашего центра есть регламент на утвержденный список услуг, которые всегда будут предоставляться бесплатно.
– Я слышала, что вы создали уже единый цифровой портал Qoldaý для предпринимателей и скоро запускаете приложение с одноименным названием?
– Первое, что начал делать наш центр, – это регламентировать и автоматизировать внутренние бизнес-процессы. Да, в рамках программы «Цифровой Казахстан» сегодня мы дорабатываем единый портал для предпринимателей, где каждый желающий сможет подать заявку, задать вопросы, а также в режиме настоящего времени отправить запрос на изготовление документов, помимо этого, мониторить сроки его исполнения. Также через портал можно получить онлайн-обучение. Еще здесь будут представлены карта всех объектов предпринимательской деятельности и инструментарии, такие как промышленные зоны, СЭЗ и др.
Что касается мобильного приложения, оно представляет собой аналог сайта и будет запущено до конца текущего месяца.