Детская одежда несравнима по цене со взрослой, но при этом пользуется большим спросом. Детский гардероб приходится обновлять каждый год и присутствующие в этом сегменте модные тенденции играют не такую важную роль, как в одежде для взрослых. Поэтому коллекция, не распроданная в прошлом сезоне, не потеряет своей актуальности. Основавшая алматинский бренд детской одежды «Roza Mira» Роза Мирзабекова знает все нюансы. Предпринимательница рассказала корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz о конкуренции с сетевыми магазинами, спросе на одежду и перспективности выхода на западные рынки.
Бизнес с узкой специализацией чаще всего начинают мамочки в декрете, желающие с пользой провести свободное время, разнообразить свой досуг или вспомнить давно забытое хобби. Именно так и начинала Роза Мирзабекова. После рождения второго сына женщина вспомнила, что когда-то мечтала стать знаменитым модельером. Освежать забытые навыки начала с пошива кукол ручной работы. А в 2013 году спонтанно создала первую детскую капсульную коллекцию.
«Дело меня захватило, и я стала шить одежду на заказ. В 2016 году было много заказов, тогда решила выйти на более серьезный уровень и перед новым годом открыла цех и арендовала бутик в торговом центре. Последние несколько лет занимаюсь тем, что создаю сезонные коллекции», - говорит собеседница.
Чтобы открыть цех и арендовать магазин, Розе Мирзабековой понадобилось около миллиона тенге. Деньги бизнесвумен вкладывала свои, когда-то накопленные с заказов.
«На эти деньги я арендовала помещение, закупила профессиональные производственные швейные машинки, наняла трех помощниц. Аренда в ТЦ «Silk Way» - 100 тыс. тенге в месяц. Это не самый раскрученный торговый центр, но расположение удобное. Ателье арендуем за 60 тыс. тенге. Плюс затраты на покупку материалов, налоги, зарплата работникам», - объясняет Роза Мирзабекова.
Доходы от продажи детской одежды не столь велики, как хотелось бы. Затраты на продвижение, производство и закупку материалов оказываются больше прибыли. Чтобы бренду продержаться на плаву, Роза принимает дополнительно индивидуальные заказы. Это дает возможность покрывать основные расходы.
«У меня есть ответственность за работников, независимо от того, сколько мы продали одежды. Сейчас тенденция меняется, и люди начинают больше покупать то, что я им предлагаю. Одежду шью для детей от 2 до 11 лет. Наблюдаю повышенный спрос на возрастную категорию 10-11 лет, а также одежду для мальчиков. Нужно следовать этой тенденции», - добавляет собеседница.
Наибольшей популярностью на рынке пользуется детская одежда низкой и средней ценовой категории. Покупательская способность премиум-класса намного ниже. Средняя стоимость изделий Розы – 10-12 тыс. тенге. Себестоимость зависит от проделанной работы и используемых тканей. Женщина отмечает, что тщательно следит за качеством материалов, потому что работает с детьми. На повседневную одежду себестоимость составляет от 5 до 7 тыс. тенге.
Себестоимость производства детской одежды сравнима со взрослой. Родители не всегда готовы платить много за одежду, из которой ребенок быстро вырастет, при этом рассчитывают на высокое качество.
«Одна из наших проблем в том, что у нас ничего не производится. Многие покупатели недоумевают, почему казахстанская одежда стоит так дорого? Но почему она должна быть дешевой, когда мы не производим ткани? Рабочая сила тоже недешевая. У нас не такие обороты, чтобы открывать цеха и шить большими партиями, реализовывая товар в огромных количествах. У нас маленькая страна и рынок маленький, приходится работать небольшими партиями, от этого рынок начинает расти», - объясняет бизнесвумен.
Небольшим, частным магазинам непросто конкурировать с сетевыми гигантами, где можно найти одежду от китайского производителя в два раза ниже по стоимости. Не выдерживая конкуренции, частные ателье чаще всего закрываются.
«На нашем рынке адекватная средняя стоимость на повседневную детскую одежду – 10-13 тыс. тенге за одно платье. Но многие родители не могут позволить купить одежду своему ребенку даже по такой цене. В итоге покупают за 5 тыс., а это Китай, причем не лучшего качества. Я закупаю ткани у местных продавцов. Пока у меня небольшие обороты, чтобы покупать напрямую от производителя. По мере их роста буду заказывать из Турции, Китая, Кореи», - объясняет предпринимательница.
Роза отмечает, что за последний год у людей в Казахстане снизилась покупательская способность, что отражается на количестве заказов. Это натолкнуло ее на мысль искать выход на зарубежные рынки.
«У нас заказывают из Сингапура, Южной Кореи, Европы. Людям нравится то, что мы делаем, и эти цены для них вполне доступны. Сейчас идет небольшой спад по заказам, но мы стараемся найти другие точки выхода. Работаю над раскруткой интернет-магазина на иностранном сайте, чтобы продавать изделия по всему миру. Вижу, что вне Казахстана спрос на них есть, ведь они хорошего качества. Постепенно буду выходить на мировой рынок, - делится собеседница. - На местном рынке, помимо магазина в торговом центре, хорошо работает Instagram. Есть постоянные клиенты».
Роза Мирзабекова объясняет, что рынок детской одежды сейчас перенасыщен. Многие женщины в поисках работы начинают шить, но не всегда могут продать то, что сшили, в итоге уходят в минус. А между тем двигатель развития – это продажи.
«Пока мое дело не приносит большой прибыли. И на данном этапе я работаю над созданием имиджа, чтобы потом он работал на меня. Очень много усилий прилагаю на то, чтобы выйти на мировой рынок и увеличить производственные объемы. Чтобы о нас больше узнали, мы участвуем в международных конкурсах и показах мод», - резюмирует собеседница.