Молодой предприниматель Дастан Махамбетов вместе с другом и братом основал компанию Z-shoes. Ребята шьют женскую и мужскую обувь, фабрику построили недалеко от Астаны. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz обувных дел мастер рассказал о солидных убытках в первые три года бизнеса и первых очередях, которые стали выстраиваться у магазина.
История успеха компании, пожалуй, типична для бизнесменов, которые имеют большое желание, но не располагают нужным опытом. В течение первых трех лет после запуска производства Дастан Махамбетов и его партнеры вложили около миллиона долларов в закуп сырья и оборудования. Однако исходный продукт казахстанский потребитель не принял.
«Мы производили обувь под разными марками, своего бренда у нас не было, отрабатывали оптовые заказы, но не могли выйти на качество, с качеством у нас были проблемы. Буквально 8−9 месяцев назад я понял, что, находясь здесь, в этом информационном вакууме, не знаю, как работают другие производители обуви. Я решил съездить, посмотреть, как работают в Китае, Турции, Украине, Польше, объездил кучу фабрик. С миру по нитке мы пришли к тому, что есть сейчас. …Первоначальный капитал это было вложение в оборудование. Были и другие затраты: аренда цеха, обучение специалистов, закуп сырья, куча накладных расходов, поездки… Сумму, которую мы вложили, мы прогорели, прогорели на 90%. Не получили прибыль, даже своих денег не вытащили. И сейчас говорить о том, что мы получаем какую-то прибыль, очень рано. Затраты будут нас сопровождать еще в течение двух лет», — рассказал Дастан Махамбетов.
На сегодняшний день мощности обувного производства позволяют изготавливать до 800 пар в день. Сложившийся за неполный год спрос требует ежедневной выработки на уровне 300 пар. И этот показатель растет. Астанчане оценили качество обуви и ее невысокую стоимость. Новый ориентир, который задает для себя в Z-shoes, — продажа 100 пар в день.
«Сейчас продаем около 40 пар в день, но это не показатель, совсем не показатель. Я думаю, мы к этому выйдем, я не вижу никаких проблем здесь», — уверен Дастан.
Один из козырей производителей — технология халал. По словам основателя компании, они следуют всем принципам бизнеса, разрешенным исламом. В производстве не используется кожа свиней, собак, рептилий, змей и ящериц. Только телячья, козья и овечья. Второе — отказ от работы с перекупщиками, что формирует честную цену на продукцию. Третье — возможность для клиента вернуть свои деньги, в случае если обувь не понравилась, или обнаружились производственные дефекты.
«Вот, к примеру, козья кожа. Она используется внутри обуви. Она очень дорогая, не каждый производитель может похвастать, она не красит ноги, здесь барабанная покраска, поры открыты, нога дышит, очень качественная кожа. Производство отечественное — Шымкент, Казахстан. Турецкие производители внутреннего подклада такого качества обеспечить не могут. Вот и фишка наших производителей, не во всем мы и отстали, в этом мы лучшие», — отметил Дастан Махамбетов.
Отметим, на сегодняшний день, по данным Ассоциации предприятий легкой промышленности, потребности казахстанцев в обуви обеспечены всего на 1−2% за счет отечественных производств.