Андрей и Наталья Тен и их йоркширский терьер Мачете проводят экскурсию по своей ювелирной мастерской. Они ведут нас в основной зал — недавно собрали стол для семейных мастер-классов, которые ребята планируют проводить в свой единственный выходной день — воскресенье.
Ювелирные изделия — кольца, браслеты, серьги и медальоны — в Obruchalka.kz изготавливают вручную. Но обручальные и помолвочные кольца клиенты могут сделать сами — на мастер-классе.
С парами, приходящими на мастер-класс, владельцы бизнеса встречаются трижды — для начала выбирают дизайн изделий, рассчитывают стоимость, обговаривают дату и знакомятся. Это очень важно, ведь в итоге у пары останутся не только кольца, но и атмосферные фото. Между первой и второй встречей у мастеров есть время приобрести драгоценные слитки и монеты в банке, подобрать нужные камни. Затем проходит сам мастер-класс, где жениха и невесту ожидает еще и фотосессия. Наконец ювелиры отправляются в Пробирную палату для получения пробирного клейма — и вот у клиентов заветная пара hand-made-изделий.
Как увеличить количество заказов с 5 до 50, переехать из будки в четыре квадрата в просторную дизайнерскую мастерскую и развивать ювелирный бизнес в Алматы, рассказывают владельцы Obruchalka — семья Тен.
— Ювелирная мастерская — не самый ординарный бизнес. С чего все началось?
Андрей Тен: Мы работаем уже 12 лет, отправной точкой считаю 2007 год — момент, когда запустился наш сайт. Я работал на казахстанско-корейском ювелирном заводе и в какой-то момент собрал команду хороших мастеров, решив открыть собственное дело по ремонту и изготовлению ювелирных изделий. Через год-два мы сконцентрировались на изготовлении обручальных колец. Отец и дед были старателями в золотодобывающих артелях, я и сам работал на прииске в карьере в Центральном Казахстане. Так что сегодняшний бизнес — логичное продолжение династии. С начала существования мы увеличили количество заказов в 10 раз, переехали в просторное и красивое помещение, а еще ввели новую услугу — мастер-классы.
— Почему мастер-классы? Можно было просто расшириться до розничного магазина.
А.Т.: Мастер-классы появились намного позже. Идею мне подали свадебные фотографы, которые снимали love story в Европе, одной из локаций была ювелирная мастерская, где молодожены изготавливали кольца вручную. На Западе такие мастер-классы широко распространены, а вот в Казахстане, по крайней мере на тот момент, когда мы начинали, — не очень.
Наталья Тен: Идея витала в воздухе несколько лет, а воплотить в жизнь и презентовать ее мы смогли только в прошлом году на выставке «Свадебная феерия». Мы тщательно выбирали помещение, ставили специальное освещение, готовили локации, для того чтобы картинка в глазах клиентов была по-настоящему красивой. Если наши старые мастерские были просто хорошо оборудованы и функциональны, то здесь мы сделали акцент на дизайне — заказывали столы для ювелиров и внедряли другие новшества.
— Как обстоят дела с конкуренцией и какое место вы занимаете на рынке?
А.Т.: Рынок небольшой — порядка 100−130 компаний, из них крупных мастерских — около 30. Поэтому мы знаем все, что происходит на внутреннем рынке, хотя больше внимания уделяем зарубежным коллегам. Мы, как и все наши конкуренты, зарегистрированы в Национальном центре экспертизы и сертификации, зачастую там и встречаемся.
Н.Т.: Obruchalka во многом участвовала в формировании рынка. Думаю, после активного продвижения нашего проекта мы стали прививать культуру заказа индивидуальных колец. Конкуренция — это хорошо: когда она есть, есть и стремление расти.
— Почему вам интереснее опыт иностранных мастерских, они служат для вас неким вдохновением?
А.Т.: В рамках местного развивающегося рынка мы перенимаем только технический опыт, а вот с творческой точки зрения стараемся ориентироваться на более крупные рынки, например, Европу и Россию.
Н.Т.: Здесь скорее стоит сказать о личном развитии. Мы смотрим вебинары, посещаем тематические форумы и подписываемся на профильные издания. Это откладывается на восприятии и подаче продукта. Продвигать проект предпочитаем сами, поэтому ходим на мастер-классы по интернет-маркетингу, SMM и коммуникации с персоналом. Чем крупнее мы становимся, тем больше нам необходимо прокачивать себя. Недавно наш друг привез из США книгу по ювелирному делу — читаем, смотрим, вдохновляемся.
— Какие тренды сегодня популярны в ювелирном деле?
А.Т.: Сейчас в моде белое золото, платина и палладий. Стали активнее использоваться бриллианты и другие драгоценные камни. 5−7 лет назад было актуально так называемое ювелирное барокко — витиеватость, сложные узоры, разнообразные формы, комбинации цветов и фактур. Сегодня клиенты предпочитают классику, минимализм, монохромные цвета, сдержанность и элегантность.
— А что у Obruchalka из необычных коллекций?
А.Т.: У нас есть отдельный проект для Almaty Pop-up store, в этом году мы подготовили коллекцию колец в форме реальных очертаний фрагментов алматинских гор, украсили изделия гранитом из городского асфальта. В качестве битума использовали горячую эмаль. Были изделия с камнями, собранными в местах расположения наших достопримечательностей. Кусочек мрамора для кольца «Театр Лермонтова» мы нашли прямо возле здания, потом огранили. Получилось очень красиво.
— Сколько человек работает в штате вашей команды?
Н.Т.: Нас семеро. Андрей отвечает за бюджет и производство, я — за финансовую отчетность, продвижение и снабжение мастерской, бюрократические процедуры. У нас есть три мастера-ювелира — они занимаются плавкой, обработкой, прокатом, полировкой и закрепкой камней. Гравер и специалист, отвечающий за литье, находятся на аутсорсе.
— Как долго вы собирали вашу мастерскую? Оборудования здесь немало!
А.Т.: Все и не может собраться, процесс бесконечен (смеется)! Заказывали технику из ОАЭ, Европы, Индии и Китая.
Н.Т.: Недавно приобрели пантограф — вещь не первой необходимости. Очень сложный и капризный прибор с тонкой настройкой, но мы радуемся — стало более атмосферно.
В феврале мастерская участвовала в конкурсе «Построй свой бизнес» от фонда «Саби». Мы хотели оснастить площадку современным оборудованием — не вальцами и наждачной бумагой, которые может купить каждый, а, к примеру, 3D-принтером. И на базе такого места создать ювелирный коворкинг, где молодой ювелир или человек с хобби может попробовать свои силы. Нас пока не поддержали, но если появится такая возможность, мы обязательно это сделаем.
— А экономические сложности вас не коснулись?
А.Т.: Масштаб мастерской не так велик. И потом, люди женятся вне зависимости от экономической ситуации — перестройка ли или зажиточное время. По статистике, за последнее время число свадеб даже выросло. Кроме того, девальвация цен отразилась и на стоимости обручальных колец в магазинах — основная масса изделий импортируемая, поэтому делать их на заказ даже дешевле.
— Какой он, ваш клиент, и как он изменился за последние годы?
А.Т.: Это креативные ребята, потому что тот, кто идет за кольцами в мастерскую, хочет подчеркнуть свою индивидуальность. Среди клиентов были известные музыканты, телеведущие, флористы. Много иностранцев, которые находят нас через сайт или по рекомендациям. Бывает, люди приходят с охраной и даже прилетают к нам на встречи из других городов и стран.
Н.Т.: К нам приходят не только молодые. Недавно к нам пришла пара, которая решила сделать сюрприз своим родителям: их пригласили на постановочную фотосессию, а на юбилей в качестве подарка они получат украшения. Последнее время к нам обращается много женщин, которые хотят изготовить памятные изделия своим избранникам — делают гравировку с именами детей и даже координатами мест первого поцелуя. На кольцах размещают оттиски отпечатков пальцев, диаграммы биения сердец.
А.Т.: Бывает, пара настаивает на определенном времени изготовления обручалок — следует астрологическим прогнозам. Был заказ на два кольца, которые, соединяясь, образовывали единое целое. У нас также были фанаты автомобилей, фильмов «Звездные войны» и «Назад в будущее». Последние выгравировали дату возвращения главного героя и сыграли тематическую свадьбу в нужный день. Своеобразная эклектика постмодерна — совмещение несовместимого.
Н.Т.: Была замечательная пара, где супруг-музыкант записывал все звуки во время изготовления колец на диктофон, для того чтобы свести трек с мелодией важного момента.
— Каким образом продвигаете ваш проект? В ваших социальных сетях — более 14 тысяч подписчиков, цифра впечатляет!
Н.Т.: Да, мы занимаемся продвижением аккаунтов в Instagram, Facebook и «ВКонтакте» и наполняем их качественным красивым контентом. В Google наш сайт находится в топе уже потому, что среди алматинских ювелирных мастерских мы были пионерами в интернете. Еще один из каналов — таргетированное участие в ярмарках-выставках Almaty Pop-up store, «Пикник Esquire» и «Свадебная феерия». Ну и сарафанное радио!
— Каковы планы по развитию бизнеса?
А.Т.: Есть желание обучаться. Например, есть курсы по новым техникам, материалам и оборудованию в Италии. В качестве вектора развития я вижу магазин готовых изделий либо семплов, которые клиент сможет индивидуализировать под себя. Мы нацелены на получение прибыли, но хотим и реализовать свой творческий потенциал, и работать ради интереса.
Н.Т.: Нам нравится атмосфера семейной мастерской! А из планов… Хочется углубиться в свадебную тематику и расширять ассортимент предложений. Например, комплектно изготавливать обручальные кольца и серьги.
А.Т.: В рамках индивидуального предпринимательства невозможно работать без увлечения, любви и страсти. Нужна одержимость!