USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
88.33$
+0.070
BTC
63968.80$
-137.200

Бизнес на тарелке

Франчайзинговые гиганты на казахстанском рынке ретейла

Share
Share
Share
Tweet
Share
Бизнес на тарелке- Kapital.kz

В последнее время иностранные франчайзинговые компании проявляют все больший интерес к местному рынку. Так, недавно стало известно, что мировой гигант фастфуд-индустрии, компания «Макдональдс», решила открыть в Казахстане свою сеть. Как сказано на официальном сайте компании, уже во второй половине будущего года «Макдональдс» откроет свой первый ресторан на территории Казахстана.

«Самая ожидаемая франшиза – это все-таки «Макдональдс». Выхода франшизы ожидали на протяжении долгого времени. Если он и заходит на рынок определенных стран, то лишь в качестве собственника. Нанимает персонал из местного населения, но это не означает, что компания продает франшизу как таковую. Официальный пресс-релиз, опубликованный на сайте компании, как раз и означает, что «Макдональдс» зайдет на рынок сам, без продажи своей франшизы кому-либо. Компания появится в качестве самостоятельного игрока. Все права, которые обычно франчайзер передает франчайзи, остаются у «Макдональдса». Зайти на рынок не означает продать франшизу», – объясняет Алексей Матвеев, генеральный директор Союза франчайзинга в Казахстане.

Стоит отметить, что в случае выхода на рынок компания станет значительным конкурентом для уже существующей франчайзинговой сети KFC, которая на протяжении нескольких лет существует на местном рынке. Как отмечает Матвеев, в случае прихода компании «Макдональдс» на казахстанский рынок у KFC могут возникнуть проблемы, так как доля клиентов, которая сейчас принадлежит KFC, может «уплыть» к американским гигантам.

«Представительство компании KFC в Казахстане является франшизой, пришедшей к нам из Голландии, а «Макдональдс», в свою очередь, – это не франшиза, а самый что ни на есть собственник. Получатся, что в случае появления на рынке такого гиганта, как «Макдональдс», KFC вполне может закрыться, так как вся клиентская база KFC окажется в «Макдональдсе». При этом KFC не может этого не знать. Но пока судить о том, насколько обострится конкурентная борьба между этими двумя компаниями, сложно», – говорит он.

Франшизы, предлагающие еду формата фастфуд, такие как KFC, Burger King и Pizza Hut, занимают свою рыночную нишу в Казахстане, но есть и такие компании, ожидание которых предполагается в ближайшее время.

«Думаю, что самые ожидаемые франшизы на сегодняшний день – это Starbucks и H&M. «Макдональдс» тоже очень ожидаем, компания уже объявила о своем приходе на казахстанский рынок. Существуют различные виды фастфуда и ресторанные сети, которые могли бы в Казахстане занять достойное место», – говорит директор департамента коммуникаций MEGA Management Алишер Еликбаев.

Также, по словам Еликбаева, у нас нет таких компаний, как Subway, – это одна из самых популярных сетей ресторанов в мире. Не хватает в Казахстане и компаний, которые специализируются на доставке блюд на дом, например, таких как Domino’s Pizza, очень популярной в мире, их отделения есть во многих странах. Существуют сети ресторанов более высокого класса, где предлагают здоровую пищу, где кормят более дорогими блюдами, а не фастфудом, такие как PizzaExpress,  – это не фастфуд, а популярный ресторан.

Есть такой японский бренд Uniqlo, его ждут достаточно большое количество людей, потому что одежда там доступная и модная. Также, по словам эксперта, есть достаточно большое количество английских брендов, которые еще не представлены в Казахстане, но людям очень хочется их здесь видеть, ведь они хорошего качества и по доступным ценам.

«Если Topman и Topshop уже есть, то River Island и French Connection еще нет, они бы смогли составить достойную конкуренцию. Испанские бренды у нас уже хорошо представлены, есть довольно большой портфель доступных испанских брендов», – отметил Алишер Еликбаев.

Список ожидаемых франшиз может меняться с годами, ведь в мире все нестабильно и появляются новые марки, популярность которых молниеносно разлетается по всему миру. По словам президента Евразийской ассоциации франчайзинга Бекнура Кисикова, объем казахстанского рынка франчайзинга к концу 2014 года может достичь отметки $2,7 млрд, в 2013 году этот показатель был ниже – $2,4 млрд.

Не мелкий бизнес

Франчайзинг в Казахстане больше ориентирован на бизнесменов, уже располагающих определенными средствами, чем на начинающих предпринимателей. Иностранные франчайзеры склонны опираться на мнение российских предпринимателей относительно Казахстана, так как местный рынок и его рентабельность изучены достаточно плохо. Сегодня франчайзинг в стране активно развивается пока в нише торговли и сети общественного питания, так как именно эти области априори являются наиболее окупаемыми. Производственных франшиз в Казахстане практически нет. Кроме того, представители МСБ не могут позволить себе перешагнуть пороговый барьер для входа в этот сектор.

«Компании, представленные на рынке, – это в основном предприятия, занятые в сфере фастфуда и ретейла. Я вообще не считаю ретейл традиционной франшизой, так как в нашем случае это просто передача имени. У местных компаний нет технологии, которая существует у основного франчайзера, то есть технологий ноу-хау, работы с персоналом, производств. Ретейл-франшиза больше похожа на то, когда франчайзи покупает определенные товары, при этом у него существует определенный график продаж. Как правило, роялти в таком случае нет, так же, как и первоначального взноса. Вся задача состоит в том, чтобы продать товар, который производит франчайзер», – считает Алексей Матвеев.

Производственный франчайзинг, как таковой, в стране пока не развит. Но стоит отметить, что именно он является показателем роста бизнеса. Именно такой вид франчайзинга сегодня является наиболее перспективным, с большим процентом окупаемости, так как в случае успеха компания сможет передать не только само имя или бренд, но и уникальную технологию. Что касается непроизводственной франшизы, то, конечно, она быстрее окупается, но и срок жизни, как правило, у таких франшиз меньше. Так, производственная франшиза может пережить своего основателя, в то время как непроизводственная не протянет и 10 лет.

Покупка успешно действующей франшизы может показаться выигрышным предложением, так как обеспечивает потенциальному франчайзи снижение рисков при входе на рынок, а также готовые решения в случае кризиса.

Как отмечают наши эксперты, сами компании-франчайзеры рискуют гораздо больше, нежели лицензиаты, так как компании не всегда удается адаптировать собственный бизнес под местное законодательство. К негативным моментам относятся трудность поиска надлежащего персонала, присутствие «серого» рынка и, как следствие, высокие риски.

Пожалуй, самой ожидаемой ретейл-франшизой для Казахстана является марка H&M, которая пока представлена на территории России. Компания, как и «Макдональдс», является самым ожидаемым игроком на рынке. Эксперты считают, что появление H&M отразится на рынке так же сильно, как и в случае с «Макдональдсом».

«Во франчайзинге нуждается компания, которая развивается, так как франчайзинг – это способ развития сети, – говорит Алексей Матвеев. – «Макдональдс» развился до таких монстровых размеров, что уже не нуждается в такого рода развитии, так же, как и H&M. H&M – это не франчайзинговая компания. Она не продает свою лицензию на бизнес. H&M – это «Макдональдс» в сфере ретейла, в сфере продажи одежды, это две компании одного уровня».

Одной из причин отсутствия этой компании на рынке является отсутствие лоббирования и продвижения Казахстана в качестве потенциального рынка. Но, по словам Матвеева, лоббирование еще не означает, что компания придет на рынок.

«Политика компании H&M такова, что если они видят перспективный рынок, то сами же и открывают там магазины. Нужно понимать, что есть Россия с населением 100 млн человек и есть мы с 17 млн. Когда мы официально вступим в ЕврАзЭС, вполне возможно, что те точки, которые уже присутствуют на российском рынке, плавно перетекут к нам, но вряд ли кому-либо удастся купить франшизу H&M, так как этой компании уже не надо развиваться. Она уже выросла», – говорит Алексей Матвеев.

Расширение географии

Несмотря на то, что на казахстанском рынке присутствуют сильные иностранные игроки, потенциал для увеличения рынка остается высоким. По словам Матвеева, так как в стране мало собственных качественных брендов, все больше казахстанских предпринимателей нацелены на развитие местного рынка и, соответственно, местного производства. Большая часть будущих франчайзеров нацелена на возможность скорого увеличения доли рынка, в которой они заняты, а также на расширение своего присутствия.

«Сейчас мы ожидаем больше открытия собственных брендов, чем иностранных, ведь франшиза – это когда ее собственник продает лицензию на ведение бизнеса, право на использование имени или бренда и использование ноу-хау, разработанные самой компанией. К нам все чаще обращаются наши собственные бизнесмены с просьбой открыть свой франшизный пакет, с тем, чтобы развивать сеть», – говорит Алексей Матвеев.

Как утверждает спикер, в скором времени на казахстанском рынке можно будет ожидать большое количество российских брендов, так как франшизы, успешно развившиеся там, постепенно будут искать новые каналы развития.

«Очень трудно говорить о том, удастся ли компаниям открыть бизнес по франшизе в условиях нынешнего состояния экономики. Топ ожидаемых франшиз можно ждать в случае, когда в стране ожидается рост экономики. Будущий год обещает эпохальное расширение франчайзингового рынка. Вот чего мы ожидаем, так это того, что у нас в стране будет наплыв большого количества франшиз, которые прописаны в России. В России неплохо развит рынок франшиз, их там очень много, причем они работают во всех сферах деятельности, начиная от самых малых и заканчивая ресторанами и ретейлами. Любой бренд, который сегодня существует на российском рынке, потенциально может зайти на наш рынок и развиваться уже тут», – подытоживает Алексей Матвеев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.