Как сообщил на прошлой неделе КазТАГ со ссылкой на президента авиакомпании Air Kazakhstan Нуржана Шакирова, компания начнет выполнять полеты весной 2015 года. «Авиакомпания планирует закупить 10 самолетов Q400 и осуществлять первые полеты, начиная с весны 2015 года», – сказал Нуржан Шакиров на презентации самолета Q400 Next Gen. Отметим, что стоимость одного самолета составляет $23 млн. Как пояснил Марк Гилберт, директор по развитию бизнеса и продажам в России и СНГ компании Bombardier, в каталоге цена самолета составляет около $30 млн. Глава Air Kazakhstan пояснил, что компания будет осуществлять полеты из 3 основных хабов – Астаны, Алматы и Атырау.
Подготовка пилотов сначала будет осуществляться в Канаде. «Мы думаем, в течение первого года часть экипажей будет сформирована из местных кадров», – рассказал он.
Главная задача компании – осуществление безопасных перевозок. Но на безопасность влияет масса факторов, что отражается и на цене билетов. «Перевозки должны быть доступными, и мы планируем, что цена будет несколько ниже, чем сейчас. Насколько ниже – вопрос еще преждевременный», – отметил Нуржан Шакиров.
«На этапе становления компании будут иностранные сотрудники, но вся идея состоит в том, чтобы компания управлялась сотрудниками из Казахстана», – сказал Марк Гилберт.
Ранее сообщалось, что Air Kazakhstan начнет осуществлять рейсы к началу 2015 года.
Напомним, что в феврале текущего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провел встречу с президентом компании Bombardier Пьером Бодуэном, в ходе которой сообщил о планах создать еще одну отечественную авиакомпанию Air Kazakhstan, которая будет выполнять внутренние рейсы.
Q400 – 70-78-местный канадский турбовинтовой самолет, введенный в эксплуатацию в 2000 году. Крейсерская скорость воздушного судна составляет 667 км/ч.
Борьба с высокими ценами на внутренние перелеты
По большому счету, Казахстан давно борется с высокими ценами на авиаперелеты. Особенно это касается внутренних рейсов, которые затрагивают многих казахстанцев.
Сообщения о росте стоимости авиабилетов приходят регулярно, а причины авиакомпании приводят различные: от роста цен на авиационное топливо до введения так называемого топливного сбора.
В частности, с 5 апреля 2012 года авиакомпания «Эйр Астана» в целях компенсации роста цен на авиационный керосин ввела топливный сбор, который привел к повышению цены на авиабилеты на внутренних рейсах авиакомпании в среднем на 16%. И таких сообщений становится все больше.
Растут цены и на билеты иностранных компаний. Они формируют свои тарифы в иностранной валюте, соответственно цены на их билеты выросли пропорционально росту курса тенге к доллару либо евро. В частности, стало известно, что стоимость на перелет в страны Западной Европы (Алматы-Лондон) поднялась в целом на 15,5% (на 14% поднялись тарифы) [на 17,7% поднялись сборы], а в Восточную Европу (Алматы-Киев) на 14,1% (на 13,8% поднялись тарифы) [на 15,1% поднялись сборы]. Цены авиабилетов из Алматы в страны Средней Азии (на примере Бишкека и Ташкента) увеличились в среднем на 14,1-16,6% (на 20% поднялись тарифы) [12,7-14% поднялись сборы], а в Закавказье (Баку, Тбилиси) на 18,6% (на 20% поднялись тарифы) [на 15-16% поднялись сборы].
Соответственно, выросли цены и на внутренние рейсы.
Ситуация, когда повышаются и так уже дорогие авиабилеты на внутренние перелеты, не может не беспокоить власти. Отсюда и идея создания Air Kazakhstan, которая призвана эту ситуацию исправить.
Бегом от диктата
Вместе с тем Евразийский экономический союз, договор о создании которого подписан в конце мая в Астане руководителями России, Казахстана и Беларуси, ставит перед властями новые проблемы.
Так, в среде казахстанских авиакомпаний переживали о том, что цены на авиа- и железнодорожные билеты Казахстану будут диктовать Россия и Беларусь. И тому ведь были причины.
Так, еще до подписания договора о Евразийском экономическом союзе российская сторона настаивала на идее так называемого открытого евразийского неба, когда авиаперевозчики всех трех стран должны оказаться в равных условиях и свободно обслуживать любые маршруты.
Тогда же, в мае казахстанские депутаты эту идею забраковали, заявив, что наши компании со своим весьма скромным авиапарком в этой неравной борьбе проиграют.
Создание Air Kazakhstan – очень правильная мера. Вместо того чтобы пускать на казахстанский рынок российские авиакомпании, которые опасны в плане конкуренции, лучше самим создать авиакомпании, способные удешевить внутренние перелеты.