Вопрос, связанный с передачей приватной информации граждан спецслужбам, не является однозначным. Более того, эксперты считают, что оправданность этих мер – одна из самых крупных этических дилемм человечества на сегодняшний день. «Спецслужбы любой страны имеют доступ к определенному количеству информации о человеке, включая ту, которой он, может быть, не хотел бы делиться, – поясняет Артем Баранов, ведущий вирусный аналитик ESET. – Проблема в том, что если органы государственной безопасности не будут иметь доступ к некоторым личным данным граждан, они не смогут держать под контролем государственные интересы, которые могут нарушаться. С другой стороны, любой человек заинтересован в сохранении конфиденциальности своих личных данных».
Эксперты считают, что степень оправданности подобных мер граждане каждой страны мира должны определять сами. Все зависит от установок в самой стране. «Данный вопрос должен быть определен самими гражданами государства. Если общество ставит основной ценностью свою безопасность, то любые меры по достижению этой цели будут оправданы. В случае если население отдает приоритет личной свободе и тайне частной информации, то такие действия государства не будут поддерживаться», – считает Рустам Бурнашев, директор по аналитике Института политических решений.
В свою очередь Александр Васильев, генеральный директор интернет-компании PROFIT Online, призывает быть реалистами. «Любое государство будет принимать максимально возможные меры для своей безопасности и защиты своих интересов, исходя из имеющихся возможностей и ресурсов. Раз какие-то вещи делаются, значит, они оправданы. Это может быть не очень приятно сознавать, но тут нужно просто принять это как данность. Как смену дня и ночи», – пояснил эксперт.
Тогда как Адиль Нурмаков, автор проекта blogbasta.kz, говорит о том, что любое государство склонно к расширению своих полномочий, оправдывая это заботой об обществе. В данном случае речь о практике властей США – безусловно, практике весьма спорной, как и многие другие, от принятия Patriot Act до применения пыток – обеспечения национальной безопасности и борьбе с терроризмом. «Оправданность этих мер – одна из самых крупных этических дилемм человечества сегодня, и ответить на этот вопрос мне сложно. Здесь важно другое: есть ли у общества возможность - через независимые СМИ и сильное гражданское общество – узнать о фактах превышения государством своих полномочий и нарушения прав человека, а узнав, призвать к ответу», – подчеркивает г-н Нурмаков.
Напомним, на прошлой неделе газета Guardian опубликовала информацию о том, что телефонная компания Verizon передала данные о миллионах телефонных разговоров Национальному агентству безопасности США. К таким данным относятся номера обоих абонентов, продолжительность разговора, время и дата звонка, а также местоположение абонентов. О своей причастности к передаче журналистам этих секретных данных заявил бывший сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности (АНБ) Эдвард Сноуден. Он объяснил свои действия стремлением к справедливости и неприятием вмешательства в частную жизнь.
Затем газета Washington Post сообщила, что американские спецслужбы имеют прямой доступ к серверам девяти крупнейших интернет-компаний, в том числе Facebook, Google, Microsoft и Yahoo. Сообщалось также, что секретная программа спецслужб для онлайн-слежения называется «PRISM».
Все упомянутые интернет-компании отрицают передачу данных своих серверов американскому правительству.
Комментируя сложившуюся ситуацию, г-н Бурнашев отметил, что после событий 11 сентября американские граждане в принципе поддержали очень серьезное вмешательство спецслужб в их личное пространство. «Соответственно данный вопрос зависит и от тех обстоятельств, в которых находится общество. Ведь сейчас вопрос о государственном вмешательстве в частную жизнь американцы воспринимают более критично, так как не столь сильно ощущают угрозу», – заключил он.
В свою очередь Артем Баранов обращает внимание на тот факт, что вряд ли кто-то воспринял недавние скандалы без определенной доли иронии, поскольку о существовании контроля государства за всевозможными линиями связи и социальными сервисами подозревали многие. «Еще раз следует упомянуть, что спецслужбы любого государства прослушивают и регистрируют и телефонные разговоры, и определенный трафик, который принадлежит, в том числе, соцсетям», – уточняет эксперт.
Но с США несколько иная ситуация. Поскольку на территории Штатов расположены многие крупные серверы, к которым подключается огромное количество людей из разных стран мира, то службы безопасности этой страны имеют доступ к данным не только своих граждан, но и граждан других государств. «Следует учесть и то, что большое количество компаний используют сервисы, располагающиеся в США, для обмена информацией в рамках компаний, например, Gmail. Фактически, можно утверждать, что Google владеет некоторыми секретами этих компаний», – поясняет г-н Баранов.
Вместе с тем то, что на Западе было раскрыто Сноуденом и вызвало такой резонанс, в Казахстане является законодательно закрепленной практикой, говорит Адиль Нурмаков.
Защита частной информации ложится на плечи каждого из нас. Ведь, как поясняет г-н Васильев, с распространением социальных сетей многие из нас добровольно и с энтузиазмом оставляют огромное количество информации о себе в открытом доступе. Следить за нами все проще и проще.
Но все же решение есть для каждого. «Если мы говорим о защите личных данных для жителей Казахстана, то, как и во многих других случаях, пользователи могут обезопасить их, используя различные сервисы», – считает г-н Баранов. Современные сервисы предлагают определенный уровень конфиденциальности хранения данных на серверах и шифрование подключения по сети (https), если речь идет о взаимодействии с облаком. При этом, по словам эксперта, нужно учитывать, что спецслужбы страны, скорее всего, имеют доступ к некоторой передаваемой информации пользователей. Немаловажно использовать антивирусное ПО, поскольку вредоносные программы могут ставить под угрозу сохранность конфиденциальных данных, в том числе логины и пароли.