Сенсации в ходе переговоров не случилось, говорят эксперты.
Сенсации в ходе переговоров по иранской ядерной программе в формате «Е3/EU+3», прошедших в Алматы, не случилось. Стороны выдвинули пересмотренные предложения, которые являются основой для дальнейшего обсуждения, озвучивать же детали они отказались, объясняя свою позицию тем, что предложения необходимо тщательно изучить. Также представители «E3/EU+3» сообщили, что есть определенные аспекты, которые требуют технической экспертизы для проведения дальнейших переговоров.
Таким образом, технические эксперты встретятся, чтобы обсудить иранскую ядерную программу в Стамбуле 17-18 марта, а возобновятся переговоры 5-6 апреля в Алматы. Именно этот факт эксперты называют основным результатом встречи.
«В том формате, в котором эти встречи проводились, и даже уровень участников не позволяли предполагать, что какие-то решения будут приняты в ходе переговоров в Алматы», – уверен Рустам Бурнашев, директор по аналитике Института политических решений (ИПР).
В любом случае выбор площадки для переговоров по иранской ядерной программе не случаен. Кандидатура Алматы устроила обе стороны. Этот выбор, по мнению Петра Своика, экономиста, председателя Алматинской общественной антимонопольной комиссии, обусловлен сразу несколькими факторами. «Конечно, это известный отказ Казахстана от обладания ядерным оружием, и не в последнюю очередь – политическая активность главы РК Нурсултана Назарбаева», – говорит экономист. Кроме этого, г-н Своик напомнил, что Казахстан на сегодня чемпион мира по добыче природного урана, на нем в настоящее время работает примерно треть всех ядерных реакторов, на всех континентах.
Также немаловажным аргументом при выборе площадки, по оценке г-на Своика, является инициатива по созданию банка ядерного топлива. МАГАТЭ предлагает Ирану воспользоваться ураном именно из банка, который планируется создать на территории Казахстана.
То, что выбор в качестве площадки для проведения переговоров пал на Казахстан, г-н Бурнашев объясняет тем, что наша страна имеет устойчивые партнерские отношения со всеми сторонами, которые ведут переговоры по иранской ядерной программе. Казахстан в данном случае является надежным партнером этих сторон. Позиция нашей страны по иранскому вопросу является взвешенной, и по этой причине она устраивает обе стороны. «Казахстан поддерживает право любой страны на использование в мирных целях атомной энергетики, при этом наша страна активно выступает за нераспространение ядерного оружия и считает, что ядерная программа должна быть решена, прежде всего, в рамках переговорного процесса», – говорит г-н Бурнашев.
Западные СМИ сразу ссылались на определенную символику в выборе места переговоров. Так, The Washington Post пишет, что «Казахстан – место проведения переговоров по иранской ядерной программе между мировыми державами и Тегераном несет в себе символику, на которую западные переговорщики возлагают большие надежды». Под символикой подразумевается то, что в 90-ых годах Казахстан отказался от огромного ядерного арсенала.
Несмотря на то, что в ходе переговоров не удалось прийти к согласию, Казахстан извлек из мероприятия выгоды. «Это мероприятие позволит привлечь внимание к Казахстану в более широком плане – позиционирование Казахстана в информационном поле», – уверен г-н Бурнашев. Эксперт объяснил, что, проводя какие-либо мероприятия, государство преследует задачи, которые можно условно разделить на три категории – безопасность, выгода, престиж. В данном случае тут преследуется в основном цель получения некоего престижа. Экономический фактор здесь является только одним из составляющих, но и он работает в этом случае, так как позволяет стране еще раз заявить о себе инвесторам.