В Национальном пресс-клубе предприниматели озвучили свое мнение по системе цифровой маркировки обуви, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
С ноября 2021 года в Казахстане введена цифровая маркировка обуви. Бизнесу предоставили возможность распродать немаркированную обувь до апреля 2023 года. С 1 апреля за реализацию немаркированной обуви им грозит штраф. Предприниматели утверждают, что в результате часть обувных магазинов закроется, а в торговых точках, работающих «по-белому», требование по обязательной маркировке повлечет удорожание продукции. Как сообщил на пресс-конференции юрист, директор ТОО «Департамент права» Рустем Касымбеков, организаторы пресс-конференции представляют несколько тысяч компаний Казахстана, которые занимаются реализацией обуви.
«В случае введения обязательной маркировки стоимость обуви повысится как минимум на 30%», - отметил он.
По словам независимого юриста, представителя Ассоциации импортеров и реализаторов обуви Айнур Кайдаровой, правительство обосновывает шаг введения маркировки необходимостью борьбы с теневой экономикой.
«Но эта задача, стоящая перед налоговыми и иными органами, вполне реализуема посредством информационных систем госорганов. Почему это должно делаться за счет бизнеса? Определяя, кто будет маркироваться, чиновники расширили понятие маркировки. Соглашение ЕАЭС говорит о том, что маркироваться должна только та обувь, которая входит в Казахстан и уходит в третьи страны, на экспорт. Только эта обувь должна маркироваться. У нас в стране подвели под маркировку всю обувь», - отметила она.
По ее словам, те сведения, которые должны указываться в маркировке, уже отражены в информационных системах в рамках ЕАЭС. Это приводит к дублированию данных, которые уже имеются в налоговых и таможенных органах.
Представитель ассоциации торговых предприятий Казахстана Камиль Бектемиров также подчеркнул, что в данном случае речь идет о дублировании, так как государством введена система «виртуальный склад», которая реализуется через электронные счета-фактуры (ЭСФ). Он позволяет выстроить механизм прослеживаемости товаров в режиме онлайн с момента ввоза на территорию РК и до продажи.
Камиль Бектемиров считает, что госорганы ссылаются на заботу о покупателях для их информирования, но для того, чтобы увидеть маркировку, у покупателя обязательно должны быть смартфон и приложение «Казахтелекома».
«После сканирования марки он получает информацию, где написано, что это «сапоги», текущее состояние: внесен в базу, дата производства и дата проверки. Но разве покупатель не видит, что он покупает сапоги? Действующее в Казахстане законодательство информирует покупателя больше, чем система маркировки, ведь и без этого на коробке должна быть указана более подробная информация: артикул, страна-изготовитель, цвет, размер, материал верха, подошва, материал подкладки, дата изготовления, информация о продавце – на казахском и русском языках», - пояснил представитель ассоциации торговых предприятий.
Он перечислил расходы бизнеса на маркировку: необходимо купить компьютер для того, чтобы подтверждать акты приема-передачи и создавать карточку товара. Кроме того, необходим 2D-сканер.
«Нам говорят, что его не обязательно покупать, можно пользоваться приложением «Казахтелекома». Но тогда получается, что для каждой торговой точки необходимо купить смартфон? Понадобится и принтер для печати марок, так как в случае возврата товара мы должны перемаркировать его и вновь ввести в оборот. Кроме того, каждая марка-наклейка стоит 10 тенге», - уточнил Камиль Бектемиров.
Он добавил, что потребуется принять бухгалтера на постоянную работу, так как акты приема-передачи нужно сверять, подтверждать и подписывать.
По данным директора ТОО «Джома-НС» Натальи Фроловой, на каждую пару обуви расходы в связи с маркировкой составили 1979 тенге.
Отметим, что ранее стоимость маркировки обуви комментировали участники рынка, которые уже маркируют обувь и поддерживают её введение. По данным представителей официальных дистрибьюторов Adidas и «Интертоп», затраты на цифровую маркировку обуви составили не более 1% от стоимости и никак не повлияли на конечную стоимость поставляемой обуви этими компаниями.
Ранее единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров отмечал, что для маркировки каждого обувного изделия выпускается индивидуальный Data matrix код, который обходится предпринимателям в 2,68 тенге без НДС. Правилами маркировки товаров не регламентированы обязательства по закупке дополнительных принтеров. В связи с чем маркировку товаров участник оборота может осуществлять и без закупки дополнительного оборудования даже на обычном принтере, поясняли специалисты единого оператора. Процессы нанесения цифровой маркировки не требуют специальных знаний или умений и привлечения бухгалтера или программиста. Малые предприятия могут осуществлять все собственными силами, пользуясь обучающими материалами по всем сервисам и мобильным приложениям, участвующим в процессе цифровой маркировки.
Читайте также
Решение также касается сахаросодержащих напитков