Чистая прибыль авиакомпаний в 2025 году составит $36 млрд
IATA прогнозирует рост почти по всем показателям отрасли
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала обновлённый финансовый прогноз для глобальной авиационной отрасли на 2025 год. Несмотря на геополитическую нестабильность, рост издержек и замедление мировой экономики, сектор демонстрирует положительную динамику и сохраняет устойчивость. Об этом передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Согласно новому прогнозу IATA, чистая прибыль мировых авиаперевозчиков в 2025 году достигнет 36 млрд долларов США, что выше результата 2024 года ($32,4 млрд), но чуть ниже декабрьского прогноза ($36,6 млрд). Основные показатели:
· Чистая
рентабельность: 3,7% (против 3,4% в 2024 г.)
· Операционная
прибыль: $66 млрд (+6,6% к 2024 г.)
· Совокупная
выручка: $979 млрд (+1,3%)
· Общие
расходы: $913 млрд (+1,0%)
· Объем
пассажирских перевозок: рекордные 4,99 млрд человек
· Грузоперевозки:
69 млн тонн (+0,6%)
По словам генерального директора IATA Вилли Уолша, снижение цен на авиатопливо - ключевой драйвер роста прибыльности. Стоимость авиационного керосина в 2025 году прогнозируется на уровне 86 долларов за баррель - на 13% ниже, чем в 2024 году.
«Это сильный результат с учетом вызовов, стоящих перед отраслью. Однако на одного пассажира прибыль по-прежнему составляет всего $7,2 за перелет - крайне низкий запас прочности», - отметил Вилли Уолш.
Доходы от пассажирских перевозок достигнут исторического максимума в 693 млрд долларов, а с учётом сопутствующих услуг - 837 млрд. Несмотря на падение доходности билетов (–4% по сравнению с 2024 годом), объём перевозок продолжает расти - на 5,8% в RPK. Средняя цена билета с учётом инфляции составит 374 доллара, что на 40% ниже уровня 2014 года.
Грузовой сектор под давлением
На фоне торговых конфликтов и замедления мировой экономики, доходы от грузовых перевозок снизятся на 4,7% - до 142 млрд долларов. Доходность (cargo yield) падает на фоне снижения цен на топливо и ослабления спроса, однако объём грузов в апреле 2025 года вырос на 5,8% по сравнению с прошлым годом.
Острая проблема это дефицит авиационной техники. В 2025 году будет поставлено 1 692 самолёта, что на четверть меньше ожидавшегося ранее. Более 1 100 машин моложе 10 лет простаивают, главным образом из-за дефицита двигателей PW1000G. Эти сбои увеличивают расходы на лизинг, замедляют обновление флота, снижают эффективность маршрутов.
Устойчивое авиационное топливо (SAF) также остаётся проблемной зоной: его доля в 2025 году - лишь 0,7% от общего потребления. При этом его стоимость в 4,2 раза превышает цену традиционного топлива, в основном из-за регуляторных надбавок в ЕС. Участие в системе CORSIA обойдётся авиакомпаниям в 1 млрд долларов.
Несмотря на ожидаемое снижение темпов роста глобального ВВП до 2,5%, отрасль сохраняет положительную динамику. Поддержку оказывают устойчивый рынок труда, умеренная инфляция, рекордная загрузка рейсов (84%).
Однако геополитическая нестабильность, тарифные войны и возможный возврат к протекционизму - главные риски для будущего роста. Особенно чувствительными остаются международные стандарты регулирования, доступ к нефтепродуктам и транспортным коридорам.
Читайте также
Спрос на воздушные грузоперевозки вырос на 11,3%, достигнув максимума с 2021 года
