Почему центральноазиатская биеннале важна для всего региона
Она будет проходить в Бухаре с 5 сентября по 20 ноября 2025 года
Осенью 2025 года древняя Бухара станет точкой притяжения для мирового арт-сообщества. Здесь впервые пройдет Центральноазиатская международная биеннале – масштабный форум, выставка, объединяющая современное искусство, архитектуру, текстиль, музыку, ремесла и гастрономию, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на сайт qazaqculture.com. «И хотя биеннале организуется Узбекистаном, это событие имеет гораздо более широкий региональный масштаб. Оно – о нас. О Центральной Азии. И, безусловно, о Казахстане», – говорится в сообщении.
Казахстан не просто сосед, а ключевой игрок в формировании художественной и интеллектуальной сцены Центральной Азии. Участие казахстанских художников и архитекторов в международных биеннале – от Венеции до Стамбула – стало уже устойчивой практикой. Но центральноазиатская биеннале в Бухаре – это редкая возможность говорить на «местном языке» о глобальном контексте.
Казахстанские художники, по информации от кураторов, участвуют в формате специальных проектов и перформативных практик, где важно не столько имя, сколько идея. Среди приглашенных артистов – группы и авторы из Алматы, Астаны и Шымкента, работающие с темами утраты, памяти, идентичности и ремесленного наследия.
Куратором выставки определена Диана Кэмпбел. Куратором, в соответствии с установленными правилами проведения биеннале, определены и приглашены участники предстоящей биеннале, отметили в ведомстве.
В условиях, когда границы становятся все более жесткими, культура вновь играет роль моста – от степей к Самарканду, от Алматы к Бухаре.
В этом году биеннале пройдет с 5 сентября по 20 ноября, охватывая исторические пространства Бухары: минарет Калян, мечеть Магоки-Аттари, медресе Мири-Араб, караван-сараи и мастерские ремесленников. «Это не просто форум – это диалог между прошлым и будущим», – сказано в пресс-релизе qazaqculture.com.
Возвращение к ремеслу – как возвращение к себе
Одним из ключевых мотивов биеннале станет возрождение ремесла как политического акта. Художники из Казахстана активно работают с текстилем, шерстью, войлоком, вышивкой, превращая традиционные техники в форму высказывания. Особенно заметна молодая школа художников, работающих с феминностью, телесностью и экологией.
Так, проект казахстанской художницы, вдохновленной казахской пословицей «Жан жарасын сөз емдейді» (душевные раны лечит слово), визуально сочетается с темой «рецептов для разбитого сердца», заявленной организаторами биеннале.
Роль биеннале – не только художественная
Центральноазиатская биеннале – это платформа для горизонтальных связей.
«Казахстанским художникам важно не только участвовать, но и курировать, писать, критиковать, обсуждать. Образ региона нельзя экспортировать извне – он должен быть выстроен самими его жителями. И участие в биеннале – это шаг к собственному культурному языку, где не Москва, Берлин или Париж определяют повестку, а Тараз, Ош, Худжанд и Уральск», – отмечается в сообщении qazaqculture.com.
Центральноазиатская биеннале в Бухаре – это не событие одного города, а культурный манифест всего региона. «Казахстан – его неотъемлемая часть. Через диалог искусств, ремесел и идентичностей мы не просто становимся заметнее в мире – мы начинаем слышать друг друга», – считают в ведомстве.
В 2024 году Казахстан был представлен на 60-й Венецианской художественной биеннале со своим первым официальным национальным павильоном, который работал с 20 апреля по 24 ноября в Museo Storico Navale di Venezia (Castello 2148) под названием «Jerūiyq: Journey Beyond the Horizon».
«Наша страна впервые была официально представлена на Венецианской биеннале, с гордостью выходя на мировую арт‑сцену и закладывая почву для дальнейших архитектурных и мультикультурных инициатив», – сказано в пресс-релизе qazaqculture.com.
Читайте также
Эту премию неофициально называют «Балетным Оскаром»
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
