В мажилисе Парламента высказались за внесение поправок во втором чтении в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования». Как сказал на пленарном заседании мажилисмен Азат Перуашев, уже удалось добиться снятия нормы о возможности для иностранных компаний, работающих в Казахстане, проводить тендеры за границей. Об этом передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Хотя законопроект и создает инвестиционную привлекательность Казахстана на фоне того, что в мире идет высокая конкурентная борьба за инвестиции, однако наша задача не состоит в том, чтобы немедленно разведать, „проесть“ и распродать наши природные богатства без учета интересов местного населения… В этой части имеются вопросы к этому законопроекту. Прежде всего они связаны с понятием местного казахстанского содержания. Например, предлагается информацию о казахстанском содержании отнести к конфиденциальным сведениям», — прокомментировал Азат Перуашев.
Он напомнил, что в мире с 2002 года была принята инициатива прозрачности добывающих компаний. Казахстан присоединился к этой инициативе в 2005 году. Она позволяет узнать, сколько иностранные компании закупают местного оборудования, местных товаров и трудоустраивают местных работников.
Тем не менее в законопроекте, по словам Азата Перуашева, в некоторых бы исключительных случаях предоставлялось право недропользователям проводить тендер за рубежом.
«Это уже было, когда тендеры проводились в Лондоне, Дубае или офшорных зонах. Я признателен министру по инвестициям и развитию Женису Касымбеку, который поддержал предложение депутатов об исключении этой нормы. Все тендеры недропользователей должны проходить на территории Республики Казахстан», — констатировал Азат Перуашев.
По мнению парламентария, следующая важная норма касается передачи функций по нормированию закупок недропользователей местного содержания в комиссию по рассмотрению споров при частной Ассоциации.
«Здесь нужно учитывать реалии. Сегодня вокруг любого недропользователя, даже отдельных менеджеров таких компаний, уже сформирован традиционный пул поставщиков и подрядчиков, который никого со стороны туда старается не допускать. Там имеют место и „откаты“, и корпоративная коррупция, элементарное ограничение конкуренции и аффилированность. Поэтому эта норма может лишь легализовать все эти процессы. Но самое главное — все эти нормы вносятся под видом соблюдения требований ВТО», — считает Азат Перуашев.
Депутат напомнил, что на недавнем Форуме машиностроителей Казахстана, куда приглашались международные эксперты из ВТО, они ясно дали понять, что все случаи разбирательства в ВТО за много десятилетий существования этой организации проходили между гигантами экономики. Например, между Китаем и Евросоюзом, США и Индией.
«К тому же многие правительства стран — членов ВТО реализуют у себя местное содержание. Эти методы очень вариативны. Различными методами поддерживают своих товаропроизводителей. Нам тоже необходим приоритет национальных экономических интересов во взаимоотношениях с международными организациями и иностранными инвесторами. Поэтому для начала предлагаю оставить регулирование казахстанского содержания за уполномоченным органом, а не частной ассоциацией, как предлагается в законопроекте», — заявил Азат Перуашев.