Природные туристические объекты Алматинской области будут обозначены указателями с QR-кодами. До 1 июня этого года областной акимат совместно с алматинским областным филиалом «КазАвтоЖол» и государственными национальными природными парками определит точки размещения указателей. Всего в систему попадут 900 объектов туризма.
Как пояснил Аркау Шантаев, и.о. руководителя управления туризма Алматинской области, это проект новый. По Казахстану есть указатели с QR-кодами, они указывают на месторасположение памятников, музеев, но указателей с такой системой навигации, которые ведут именно к природным объектам туризма, нет. «В этом плане продвигается Акмолинская область, Восточный Казахстан, но там тоже пока еще ничего не установлено. Мы первые пробили деньги из областного бюджета — 37 млн тенге», — рассказал собеседник.
QR-коды изготовят в соответствии с международными стандартами — коричневого цвета, что отличит их от других знаков дорожного движения. В QR-коде будет заложена информация об объекте и GPS-карта. Указатели с QR-кодом будут обозначать и места размещения туристов с информацией о количестве и стоимости номеров, наличии развлечений.
Сами QR-коды методически уже разработаны, сейчас как раз определяются точки их размещения. «Закодированные» указатели начнут устанавливать с июня. В этом году — на основном маршруте от Алматы до Талдыкоргана и от Талдыкоргана до Алаколя и прилегающих дорогах, которые ведут к туристическим объектам. Также указатели появятся на объектах придорожного сервиса. «Дороги областного значения охватим в 2018 году. В 2018−19 годах у туристов уже будет какой-то ориентир. В 2020 году полностью закончим эту работу», — сообщил представитель управления туризма Алматинской области.
Действительность расходится со статистикой
Официальная статистика говорит о том, что в Алматинской области располагается 400 объектов приема туристов. А мониторинг показывает — их 606. «Такое расхождение касается в основном Алакольского района и Капшагая. Если память не изменяет, там по статистике всего 32 объекта зарегистрировано — они сдают отчеты. А на самом деле около 180. Кто налоги платит, куда едут туристы, мы не знаем», — говорит Аркау Шантаев.
Из указанных 606 объектов 110 — гостиницы, 140 — гостевые и охотничьи домики, 51 — дома отдыха, 10 — санатории, 20 — оздоровительные лагеря и центры, 218 — зоны и базы отдыха, 7 — других объектов.
В 2016 году в Алматинской области введено в эксплуатацию 43 объекта туризма, в их числе 6 зон отдыха на термальных источниках в Уйгурском районе, 5 гостиниц (в Жамбылском, Карасайском районах, городах Капшагай, Текели, Талдыкорган), хостел в Кербулакском районе, гостевой дом в Енбекшиказахском районе. Общая сумма инвестиций — 3,6 млрд тенге, объекты рассчитаны в общей сложности на 100,6 тыс. человек в год, было обеспечено более 430 рабочих мест.
В 2017 году на Алаколе планируется запустить 10 объектов, в том числе многопрофильный гостиничный комплекс на 150 номеров, также в селе Акши Алакольского района будет запущена зона отдыха на 300 мест. В Уйгурском районе в этом году планируется завершить проект здравницы «Ак сункар»; прогнозируемый объем инвестиций — 1,2 млрд тенге, будет создано 100 рабочих мест.
Как сообщил Аркау Шантаев, в этом году наиболее востребованными туристическими локациями в Алматинской области останутся озеро Алаколь, Капшагайское водохранилище, озера Кольсай, объекты размещения, расположенные в Талгарском и Енбекшиказахском районах, в государственных национальных природных парках.
Элементарные вопросы
Вместе с тем остается еще множество проблем, которые необходимо решить для того, чтобы Алматы и Алматинская область привлекали больше туристов.
Один из наболевших вопросов — отсутствие санитарных точек на трассах. Например, по дороге на Тамбалы — на 100 км трассы, как говорят участники туристского рынка, ни одной уборной, а заправочные станции уже не пускают посетителей. Между тем это объект мирового уровня — архитектурный памятник, включенный во Всемирное наследие ЮНЕСКО. А как быть в случаях, когда туристы едут к религиозным памятникам, в сакральные места — когда для них важно само понятие чистоты?
Еще одна большая проблема — транспорт. «На одном из совещаний по туризму по Алматинской области мы обозначили вопрос транспортной логистики из Алматы до четырех национальных природных парков Алматинской области. Иностранные туристы приезжают во все дни недели, а наши туристские компании организовывают туры выходного дня только по субботам и воскресеньям. То есть туристу, если он захочет поехать в будни, придется пользоваться исключительно такси. Поэтому мы второй год поднимаем вопрос сезонного автобусного маршрута», — обозначила проблему Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации.
В ответ Аркау Шантаев пояснил, что в настоящее время «этот вопрос продвигается», но пока есть только видение маршрутов и направлений. Вопрос обсуждается с управлением пассажирского транспорта, и, по мнению спикера, это не так сложно — запустить специальный автобусный маршрут в сезон. Тем не менее в нынешнем году это вряд ли произойдет, что объясняется уже распределенным финансированием. Но на следующий год, сказал спикер, вопрос будет обязательно решен.
Сила — в единении
«Мы всегда говорим о необходимой смычке Алматы и Алматинской области, потому что продавцы (туристических услуг, — прим. авт.) „сидят“ в Алматы, ресурсы „сидят“ в области. И каким образом они должны взаимодействовать для того, чтобы быть успешными», — обозначила одну из основных проблем Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации.
Ерлан Жайлаубай, руководитель управления туризма и внешних связей г. Алматы, пояснил: «С этого года при развитии туризма мы не отделяем Алматы от Алматинской области, мы говорим о развитии туризма в Алматинской агломерации. Ряд совместных проектов уже запустили и есть проекты, которые панируем запускать».
По словам спикера, Алматы как туристское направление не знает никто, кроме жителей Казахстана и стран СНГ. Для того чтобы его продвигать, необходимо принять меры. Визовый вопрос: граждане 55 стран уже могут посещать Казахстан по безвизовому режиму, почему бы остальным не дать возможность получить визу непосредственно в аэропорту — приводит пример Ерлан Жайлаубай.
Для продвижения туристических возможностей Алматы будет усилен маркетинг. «Мы активизировали свою работу в социальных сетях, мы будем проводить там агрессивную маркетинговую политику. К июню перезапустим сайт visitalmaty.kz, реформатировали Туристский информационный центр г. Алматы — его возглавила представительница туристического рынка», — рассказывает спикер. С этого года на международных специализированных выставках Алматы выступает отдельным стендом от страны — так уже было сделано на иранской, индийской выставках, так планируется сделать на выставках в Барселоне, Лондоне, Сингапуре.
Кроме того, по словам Ерлана Жайлаубая, разработан логотип Алматы, слоган «Алматы — город тысячи красок». «Теперь вопрос брендирования, как мы будем „продавать“ Алматы. Во-первых, на канале ВВС был ряд рекламных роликов о потенциале Алматы и области. Последний ролик, который мы запустили, был посвящен ЭКСПО-2017, Алматы был представлен как столица номадической культуры Центральной Азии. Мы говорим, что Алматы не является строго азиатским или европейским городом, у нас есть своя культура, мы казахстанцы. Ролики также будут запущены на канале Euronews», — заключает собеседник.