Бауыржан Байбек: год на посту акима Алматы

Что изменилось в мегаполисе с приходом нового градоначальника?

Share
Share
Share
Tweet
Share

Со дня назначения акимом Алматы Бауыржана Байбека прошел ровно год. Выпускник программы «Болашак», коренной алматинец, занимавший до этого пост первого заместителя председателя партии «Нур Отан», вступил в должность 9 августа 2015 года. В этот день, напомним, в мегаполис с рабочим визитом прибыл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Во время сессии городского маслихата депутаты единогласно поддержали предложенную кандидатуру нового акима. Глава государства тогда подчеркнул: это первый болашаковец, который назначается на такую должность. Уже по итогам первых ста дней на посту руководителя финансовой и культурной столицы страны Бауыржан Байбек показал себя как энергичный управленец, возглавив рейтинг акимов от «Саясат-Monitoring». «За короткий срок аким Байбек преодолел скепсис алматинской общественности и утвердился не просто как молодой и перспективный менеджер, а именно как эффективный аким», - отмечалось в исследовании аналитиков. Что же изменилось в целом за год с приходом нового градоначальника – в обзоре центра деловой информации Kapital.kz.

Программа развития до 2020 года

Цели работы акимата – и не на год, а сразу на ближайшую пятилетку - Бауыржан Байбек закрепил в Программе развития до 2020 года. Стратегический для мегаполиса документ разработали при участии зарубежных консультантов, и впервые свои предложения внесли сами алматинцы (проводились публичные обсуждения проекта с представителями гражданского общества). Одобрен он был в конце прошлого года. Ключевых приоритетов развития – семь: Алматы должен быть комфортным, безопасным, социально ориентированным, экономически устойчивым городом, интегрированным городом для бизнеса и частного капитала, а также городом активных граждан.

4b35afab1b591b1c8f20b11b870.JPG

Вместе с бизнесом

Аким поставил задачу по привлечению частных инвестиций в важные для Алматы проекты: общественный транспорт, парки, платные парковки, детские сады, игровые площадки. Для этого принят соответствующий Комплексный план, заключены ряд меморандумов с инвесторами. «При поддержке бизнеса мы с легкостью компенсируем ту экономию, которая проходит в бюджете за счет частной инициативы», - отметил глава города.

Транспортные реформы

Для транспортной системы города прошедший год имел в какой-то степени судьбоносное значение. В корне изменился подход к оплате за проезд в общественном транспорте. Теперь он стал электронным, сегодня алматинцы пользуются системой электронного билетирования «ОНАЙ», а привычные валидаторы канули в Лету. В общем-то, здесь акимат не изобрел ничего нового и последовал проторенной дорогой большинства развитых мегаполисов мира. Стоит отметить, что реформа прошла достаточно болезненно как для самих жителей, так и для перевозчиков. Но систему продолжают совершенствовать, и в ближайшем будущем жителей ждет введение дифференцированных тарифов: с карточкой – 80 тенге, наличкой водителю за бумажный билет – дороже.

c49a163c7086c6582537db6f907.JPG

Еще одна горячо обсуждаемая последний год тема – спецполосы для автобусов. Аким неоднократно подчеркивает, что алматинцев нужно пересаживать с личного транспорта на общественный. А «выделенка» на дороге, часто задыхающейся в пробках, как раз и делает автобусы гораздо привлекательнее. Такие полосы уже есть на Абая, Северном кольце и Райымбека. С завтрашнего дня, 10 августа, вводятся на односторонних улицах Желтоксан и Наурызбай батыра.

И, пожалуй, наиболее знаковое изменение – в Алматы с прошлого года исчезли трамваи. После серии дорожных инцидентов принято решение закрыть трамвайные маршруты и снести старое депо.

e42567748d485f93d023b40f100.jpg

фото: time.kz

Парковки

Назойливым «зеленым жилетам» с приходом Бауыржана Байбека объявлена настоящая война. Для начала с 1 ноября все городские парковки стали бесплатными, а все поборы «жилетов» отныне вне закона. Такую передышку автолюбителям дали до весны 2016-го, пока в акимате не разработали и не утвердили новую Концепцию платных автостоянок и не определились с частником, готовым внедрять эту систему. До конца года количество парковочных мест должно достигнуть 2000. В последующем платными стоянками планируется охватить 36 зон города.

99bfd7bb3de2efc255c5ef18654.jpg

Позиция акимата здесь твердая: движение частного автотранспорта в центре Алматы нужно ограничить. С этой целью и новые платные парковки, и малое транспортное кольцо (Саина, Аль-Фараби, ВОАД и Райымбека), заезд с которых в «сердце» города в перспективе станет платным.

Общественный совет

Одним из первых по республике в Алматы в марте 2016-го заработал так называемый народный маслихат - Общественный совет. Статус совета – консультативно-совещательный орган. В его состав вошли 37 человек – это представители НПО, местных исполнительных органов, активисты, политологи и известные горожане. Они дают рекомендации на все решения исполнительной и представительской власти.

Кроме того, для решения экологических вопросов при акимате впервые образован и экосовет из числа «зеленых» активистов города.

e6fad9eac1a7831534382cb9d4e.jpg

Принцип ротации

Руководящий состав города за девять месяцев, как официально заявил Бауыржан Байбек, обновился наполовину. При этом произошло омоложение кадров – средний возраст руководителей сократился с 50 до 40 лет. «Основной принцип кадровой политики – принцип ротации. Сегодня важно, чтобы каждое управленческое лицо руководствовалось общими глобальными задачами Казахстана и конкретно на месте реализовывало политику Елбасы. Чтобы кадры «варились» не в рамках одной области. Этот опыт работы мы перенимаем, многие региональные работники перешли в центр, а центральные органы усилили профессионалами новой формации», - рассказал градоначальник о политике кадровых перестановок. Сменились руководители многих городских управлений и ряд районных акимов. Реорганизованы четыре управления: два объединены в одно, которое переименовано в Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Управление культуры и управление по развитию языков, архивов и документооборота реорганизованы в Управление культуры и архивов и Управление по развитию языков соответственно.

Город для людей

На вооружение по благоустройству южной столицы взята концепция датского архитектора Яна Гейла с девизом «Алматы – город для людей, а не машин». В этой связи масса новых задач прибавилась Управлению природных ресурсов и районным акиматам. За этот год уже преобразились большие улицы в восьми районах города (например, Тимирязева, Момышулы и др.). Впервые за шесть лет обновились мусорные урны и контейнеры. Новый облик получил Центральный парк культуры и отдыха. Ужесточена ответственность за вырубку деревьев и для автолюбителей - за нарушение норм токсичности.

Знаковые городские здания, в том числе акимат и телебашня, получили ночную подсветку, а все фонари в городе до 2017 года постепенно заменят на светодиодные. Комплексно приводятся в порядок фасады зданий, ликвидируются лишние ограждения. Поддерживаются акимом массовые алматинские велопробеги и субботники.

d7fd3497ba14e0af69c4cfd0e2d.JPG

e13a15222be84148876158e266e.JPG

Кроме того, Бауыржан Байбек категорично заявил, что большим билбордам в городе не место. Судебные разбирательства рекламщиков не изменили ситуации – все щиты 3 на 6 должны были демонтировать к весне. «Моя задача - не нравиться. Моя задача – делать город лучше», - сказал по этому поводу на встрече с журналистами аким.

«Надо быть хозяином города, Бауыржан»

16 февраля в ходе визита в Алматы президент Нурсултан Назарбаев поручил акиму запретить въезд автомашин на территорию Шымбулака, а также разобраться с постройками вдоль городских речек и высотками выше Аль-Фараби. Шлагбаумы на Медеу были незамедлительно выставлены, снос незаконных построек, в том числе и многочисленных донерных, продолжается. «Алматы должны руководить люди, которые любят этот город. Весь Казахстан любит этот город. Любить надо, лелеять, не замусоривать, следить за озеленением, за чистотой улиц, горы сохранить, красоту сохранить! (...) Надо быть хозяином города, Бауыржан. Следить, как за собственным домом», - отметил тогда глава государства, обращаясь к акиму.

44149c8714090762a6a3e4a301b.JPG

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: