С 1 января 2016 года казахстанцы смогут менять оператора, сохраняя свой номер полностью, включая так называемый DEF-код – первые три цифры, по которым абоненты обычно определяли принадлежность номера тому или иному оператору. В министерстве по инвестициям и развитию надеются, что «нововведение будет способствовать усилению конкурентной борьбы операторов за существующих абонентов, отказу абонентов от дополнительных SIM-карт и снижению стоимости услуг сотовой связи».
Запуск услуги MNP (Mobile Number Portability) активно лоббировал игрок с меньшей долей рынка. «До последнего времени перспектива смены номера удерживала абонента от перехода к тому оператору, который предлагает низкие цены. С устранением привязки номера к конкретному оператору на первый план выйдет рациональное желание платить за связь меньше и станет тем спусковым крючком, который сдвинет рынок с мертвой точки», – считает Даниэль Карпович, коммерческий директор «Tele2 Казахстан».
Как это будет
Один раз в 60 дней у абонента будет возможность поменять оператора, оставив при этом свой номер без изменений. Процедура переноса для абонента будет бесплатной. Сразу после введения услуга будет занимать 4 рабочих дня, после шести месяцев – до одного рабочего часа и спустя год с момента запуска процедура сократится до 30 минут. Для оформления переноса абоненту необходимо будет уточнить свои регистрационные данные на стороне оператора-донора и предоставить удостоверение личности. Заявку на перенос можно оформить в салонах операторов или у авторизированных дилеров.
Для операторов запуск услуги связан с определенными затратами, поскольку затрагивает ряд достаточно непростых технологических процессов, связанных с заменой ИТ-платформ, внедрением новых сетевых элементов, расширением системы коммутации и сигнализации.
К примеру, в «Beeline Казахстан» на интеграцию ИТ-систем и подготовительные технические работы к внедрению MNP инвестировали $4 млн.
«Внедрение MNP – не затратное мероприятие. Все, что нужно для этого, – поставить несколько серверов. И для самого крупного оператора связи расходы не будут превышать $500 тыс. Для Tele2 эта сумма, естественно, меньше», – комментирует Даниэль Карпович.
Остальные операторы отказались озвучить свои затраты.
Алло, кто говорит?
Определить принадлежность номера одному из операторов по DEF-коду теперь будет невозможно. Для этого будут внедрены другие сервисы. Хотя, по словам Даниэля Карповича, суть внедряемой услуги как раз и состоит в том, чтобы сделать мобильную связь настолько выгодной, чтобы абонент не задумывался, на сеть какого из операторов он совершает вызов.
Но абоненты Beeline и Kcell смогут это определить. К примеру, для удобства абонентов Kcell предусмотрен дополнительный звуковой сигнал, который во время дозвона будет сообщать, что абонент звонит в сеть другого оператора.
По словам Алексея Бендзя, директора по корпоративным коммуникациям «Beeline Казахстан», абонентам Beeline также будет приходить голосовое сообщение, которое даст понять, на номер какого оператора совершается вызов.
В АО «АЛТЕЛ» сообщили, что техническая возможность реализации такого сервиса есть. «Однако по опыту других стран мы знаем, что большинство абонентов после переноса номера против каких-либо указаний, у какого оператора он в данное время обслуживается. Поэтому мы будем смотреть на востребованность данного сервиса в процессе», – сообщили в пресс-службе компании.
Ждать ли передела пирога?
Считается, что ажиотаж с внедрением услуги переносимости номера длится ровно столько, сколько его поддерживают сами операторы. В этот период и происходят самые значительные перетоки. В компании «АЛТЕЛ» полагают, что в потребительском сегменте первые итоги можно будет подвести через полгода, а в корпоративном – через год.
В «Tele2 Казахстан» считают, что отслеживать первые результаты наиболее целесообразно спустя 3-4 месяца с момента запуска. Поскольку первые пару месяцев как операторы, так и абоненты будут прощупывать услугу, тестировать ее. «Но пока еще не все знают и понимают, что это за услуга и какой огромный бонус в виде возможности выбирать наиболее удобного и выгодного оператора она несет», – говорит Даниэль Карпович. По его словам, опыт работы компании на других рынках показывает, что около 30% абонентов пользуются услугой переноса номера.
В любом случае существенного перетока долей ни операторы, ни эксперты не прогнозируют.