USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
BTC
98705.90$
-60.100

Что даст развитие STEAM-образования?

Об этом рассказал глава компании STEAM.KZ Айдын Тусюбжанов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Что даст развитие STEAM-образования?- Kapital.kz

В последние несколько лет все чаще стали говорить о преимуществах подхода STEAM, однако многие до сих пор не совсем точно представляют себе, что это такое. Между тем учитель физики с 15-летним стажем и глава компании STEAM.KZ Айдын Тусюбжанов уверен, что STEAM обладает многими преимуществами, которые не ограничиваются сферой образования. Разработав уникальные продукты и изучив международный опыт, педагог пришел к выводу, что STEAM развивает человеческий капитал и креативную индустрию страны.

Что даст развитие STEAM-образования? 2975450 - Kapital.kz

В сфере образования Айдын Тусюбжанов с 2004 года. Он работал учителем физики, а также в качестве методиста разрабатывал внутренние учебники для НИШ и вопросы для ЕНТ. Но с конца 2018 года педагог ушел в свободное плавание, занялся IT и на данный момент возглавляет компанию STEAM.KZ, которая представляет собой платформу по STEAM-образованию для учителей дошкольного и школьного образования.

«Мы ориентируемся на методики STEAM и проектное обучение (PBL), чтобы вдохновлять учителей и мотивировать учеников к обучению. Мы подчеркиваем важность STEAM для развития инженерного мышления и функциональной грамотности у детей, веря в то, что сегодняшние юные изобретатели станут завтрашними новаторами, создающими продвинутые и инновационные проекты с использованием современных материалов и технологий», — делится основатель STEAM.KZ Айдын Тусюбжанов.

Первые шаги в STEAM

«Со STEAM я познакомился еще в 2013 году, когда работал в частной школе «Нур Орда». С командой семиклассников я участвовал в международном конкурсе Carolina STEM Challenge. Нужно было пройти три этапа: первый — сделать по инструкции мини-проект, второй — презентовать его, третий — включить креатив и предложить улучшенную версию проекта. Также в конце мы должны были снять трехминутное видео на английском языке. В результате мы заняли первое место, и это было мое первое знакомство со STEAM. Тогда я понял, как учитель физики и как практик, что STEAM — недооцененная область, обладающая большим потенциалом», — вспоминает Айдын Тусюбжанов.

По мнению учителя, важность STEAM лучше всего характеризует мотивационная речь американского адмирала Уильяма Макрейвена, которую он произнес во время встречи со студентами университета Техаса: чтобы был порядок в стране, нужно начать всего с одной вещи — научиться правильно заправлять свою кровать. То есть, если правильно делать маленькие и незначительные на первый взгляд вещи, то и за большими дело не станет. То есть с помощью STEAM можно решить множество проблем в будущем, научив детей начинать с малого, с небольших проектов.

«Я не говорю, что STEAM развивает креативность, потому что все дети креативны, но нужно учитывать один нюанс. Я вспомнил исследование, в рамках которого детям выдавали скрепки и просили перечислить, что можно с ними сделать. Первоклассники перечисляли разнообразные неожиданные варианты — со скрепкой можно играть, можно ее бросить в одноклассника для привлечения внимания, можно закрепить волосы и так далее. Потом исследователи задавали тот же вопрос второклассникам, третьеклассникам — вплоть до 11 класса. И чем старше были дети, тем меньше вариантов они предлагали. Мы, взрослые, и вовсе один вариант назовем: скрепкой можно соединить листы, и все. С возрастом креативность атрофируется, и это проблема образования, что система убивает творчество в детях под корень. Поэтому наша задача — не развивать креативность, а сохранить ее, не дать ей угаснуть», — говорит Айдын Тусюбжанов.

Еще один важный кейс — Китай. До 80-90-х годов прошлого века это была страна, которая могла скопировать абсолютно любой продукт в рекордно короткие сроки. Но сами придумать какой-либо продукт в Китае не могли, об этом же говорит продолжительное по времени отсутствие китайских ученых в списке нобелевских лауреатов. Наш собеседник убежден: у этого явления была вполне конкретная причина, пусть и не самая очевидная — на первый взгляд, конечно. Дело в том, что в Китае существовала жесткая цензура на фантастику, а ведь этот жанр — первый драйвер креативности.

«Возьмем «Звездные войны» — Джордж Лукас берет на себя смелость создавать вымышленные миры с уникальными технологиями, а ученые потом воплощают их в жизнь. Фантастика развивает воображение, раздвигает границы, учит мыслить нестандартно. Этого Китай был лишен долгое время, и когда анализ указал на причину, с 70-х годов прошлого века цензуру на фантастику начали ослаблять — полностью не сняли, конечно, но даже этого оказалось достаточно. Страна, которая раньше умела только копировать, совершила мощнейший рывок, и сейчас Китай — лидер по многим направлениям. В частности, по искусственному интеллекту он номер один в мире», — подчеркивает учитель.

Он поделился интересным фактом: несколько лет назад в США проходила конференция по искусственному интеллекту. Сначала ее запланировали на февраль, но Китай заявил, что его спикеры не приедут из-за масштабного празднования нового года и важности этого праздника для всей страны. Организаторы посмотрели на программу и поняли, что 60-70% выступающих у них из Китая, и конференция будет просто сорвана, если не пойти навстречу. В итоге даты передвинули — то есть Китай начал диктовать свои условия.

«Поэтому я и говорю: мы можем очень многого добиться, если сохраним в детях креатив и дадим возможность самим, своими силами собирать, творить, предлагать свои решения. В результате с помощью STEAM-проектов мы готовим детей к реальной жизни, а в глобальной перспективе можем сделать из Казахстана страну с качественным человеческим капиталом», — отмечает Айдын Тусюбжанов.

В 2019 году Айдын Тусюбжанов со своей командой выпустил первую платформу — еще не STEAM.KZ. Она состояла из проектов по физике, химии, биологии, причем на платформе были полностью прописаны все шаги и эксперименты, которые учителя могут проводить. Когда были готовы порядка 10-15 проектов, наш собеседник отправился в регионы с презентацией продукта — например, в Карагандинской области он провел конференции для учителей.

Пошли первые продажи, но тогда рынок не принял продукт полноценно. После анализа стало понятно, что казахстанские учителя и ученики еще не понимают, что такое STEAM, к тому же сам тренд только-только начал заходить в образовательное пространство страны. Несмотря на неудачу, Айдын Тусюбжанов и его команда не опускали руки, так как понимали, что отечественное образование к нему придет.

«Два года мы не отказывались от нашего проекта — я понимал, что рано или поздно мы к этому придем, потому что много участвовал в международных конференциях. Например, от «Астана-кітап» я каждый год ездил во Франкфурт на международную книжную выставку. И я заметил тенденцию, что крупные новые проекты приходят в Казахстан только спустя три-четыре года. Зная, что STEAM уже начал активно продвигаться в мире, и что это только вопрос времени, когда он придет в Казахстан, мы просто генерировали контент. На данный момент на платформе STEAM.KZ уже более 200 проектов, мы их разделили по группам — с 1 по 11 классы. Например, в 1 классе у нас тридцать четыре проекта для каждого направления, а в 11 — уже девять, но более комплексных», — объясняет Айдын Тусюбжанов.

Рынок начал «оживать» и воспринимать STEAM в конце 2021 года. Самый первый шаг — директор первой школы BINOM в Астане Куралай Байтажикова предложила команде нашего собеседника развивать STEAM-направление у них. В конце августа 2021-го специалисты STEAM.KZ провели обучающий трехдневный семинар-тренинг для 40 учителей начальных классов BINOM, а в сентябре официально запустили STEAM-направление.

В руководстве BINOM остались довольны процессом, так как дети и родители дали положительную оценку проекту. Поэтому STEAM.KZ пригласили в еще три школы BINOM , которые открывались в Астане. В январе 2022-го команда Айдына Тусюбжанова обучила более 120 учителей, а также заказала магистрантам Назарбаев университета отдельное исследование, чтобы научно обосновать пользу STEAM. Они провели трехмесячное исследование, опросили более 200 детей и свыше 90 учителей.

В прошлом году STEAM.KZ вошла со своим продуктом в 224 школы по Казахстану. Глобальная цель Айдына Тусюбжанова — максимально охватить школы республики, а это 7 000 учебных заведений. На этот год перед командой стоит задача довести общий охват минимум до 1000 школ.

В августе 2023 года команда начала работу над новым продуктом KIDSTEAM.KZ для детских садов. Платформа предлагает полный набор действий и необходимых ресурсов, включая циклограммы и адаптированные STEAM-проекты для развития функциональной грамотности у детей в детских садах. Все началось с того, что сеть детских садов заинтересовалась проектом STEAM.KZ.

«Это для нас стало звонком, что рынку требуется такой продукт, поэтому мы нашли методистов, работали с ними, и сейчас главный фокус KIDSTEAM.KZ — помощь воспитателям. Следуя лозунгу “удобство для воспитателя — забота о детях”, мы предоставляем полный пакет документов, чтобы упростить работу воспитателей, позволяя им сосредоточиться на самом важном — творческой работе с детьми. Мы расписали полностью все процессы, выстроили алгоритмы и внедрили туда STEAM-проекты для детей от двух до пяти лет. Сейчас перед нами стоит задача полноценно выйти на рынок. Продаж на сегодня у нас не так много, но достаточно для подтверждения гипотезы о пользе продукта KIDSTEAM.KZ», — говорит Айдын Тусюбжанов.

Собеседник так уверенно говорит о преимуществах STEAM.KZ и KIDSTEAM.KZ не только на основе исследований, но и в сравнении их с зарубежными продуктами. Сотрудники компании два года подряд ездят на Bett Show — Международную специализированную выставку образовательных технологий в Лондоне. Сам Айдын Тусюбжанов посещал Bett Show пять лет подряд, не поехал только в этом году. Как говорит учитель, эта выставка важна тем, что позволяет команде держать руку на пульсе всех изменений в мире. Однако важно другое: изучая проекты своих зарубежных коллег, команда STEAM.KZ не только воодушевляется и заряжается креативом, но также понимает, что их продукт — конкурентоспособный, не уступающий прочим, а в чем-то даже лучший.

Айдын Тусюбжанов добавляет, что главная цель образования — воспитать человека, который может самореализоваться и управлять своей жизнью. Наш собеседник воспитывает четырех детей, старшая дочь учится в 10 классе, так что перед ней и семьей стоит вопрос о выборе направления.

«Она говорит, например: мне нужно пойти туда-то, потому что там много зарабатывают. То есть дети глобально не понимают, для чего они будут работать. Еще одна проблема — круглые отличники, как правило, впоследствии работают на троечников. Кроме учебы, отличники не умеют ничего в этой жизни: выучил, пересказал, получил оценку. Поэтому они очень часто строят карьеру в академической области, боятся выйти за ее пределы — словом, боятся взрослой жизни. А троечники в реальной жизни, напротив, реализовывают свой внутренний потенциал, им никто уже не указывает, что делать, они идут за своими целями и желаниями. Они знают, чего хотят, и такие люди многого достигают», — рассказывает учитель.

В разговоре Айдын Тусюбжанов вспоминает об инициативе министра цифровизации Багдата Мусина — подготовить до 2025 года в Казахстане 100 тысяч высококвалифицированных IT-специалистов. На это работает программа Tech Orda, которая за шесть месяцев обучает людей и доводит их до определенного уровня.

«Это все хорошо, но давайте задумаемся, что мы сейчас делаем? Мы тушим пожары, локально решаем проблемы», — говорит учитель.

То есть, если посмотреть в корень проблемы, то станет понятно, что нужно взращивать инженерное мышление в современных детях. И STEAM работает именно на это: если ребенок из того, что есть под рукой, сделает определенный продукт, то завтра, когда у него будут правильные инструменты и ресурсы, он способен на действительно большие вещи.

«Кроме того, что я уже перечислил, у STEAM есть еще одна глобальная цель — воспитать счастливого человека. Я имею в виду творческого, самодостаточного, ответственного, постоянно развивающегося человека», — резюмирует Айдын Тусюбжанов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.