Как международные финансовые институты сегодня оценивают экологическую повестку Казахстана? Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил на площадке СОР28 (Дубай) с руководителем отдела международной климатической политики Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Яном-Виллемом ван де Веном.
По оценке эксперта, Казахстан в настоящее время демонстрирует значительный прогресс в климатической повестке, включая принятую недавно Стратегию углеродной нейтральности до 2060 года. Тем не менее Казахстан остается углеродоемкой экономикой. Это значит, что стране предстоит еще предпринять много шагов для реализации поставленных в данном направлении целей, добавляет Ян-Виллем ван де Вен.
Вместе с тем Казахстан, по его словам, уже лидирует по ряду направлений в азиатском регионе. Например, стал первой страной в Азии, причем не только на территории ЦА, которая внедрила Систему (квотирования) торговли выбросами парниковых газов (СТВ), аналогичную европейской системе (EU Emissions Trading System), отмечает собеседник.
По его информации, даже Китай внедрил эту систему позже Казахстана, а Япония, Южная Корея, Таиланд и Индонезия сейчас работают над данным вопросом.
Тем временем Европейский банк реконструкции и развития продолжает оказывать содействие Казахстану в развитии политики по предотвращению изменения климата, в том числе по совершенствованию СТВ.
Ян-Виллем ван де Вен уточнил, что СТВ – это рыночный инструмент, который позволяет достигать сокращения выбросов парниковых газов экономически эффективным способом.
«К сожалению, цены на квоты в СТВ Казахстана сейчас очень низкие. Это не создает нужных стимулов инвесторам для понимания необходимости и целесообразности инвестировать в низкоуглеродные технологии», - утверждает международный эксперт.
Поэтому Правительству Казахстана следует приложить больше усилий для совершенствования СТВ, и одной из первоочередных задач в данном контексте должно стать ускорение темпов снижения объемов углеродного квотирования, считает Ян-Виллем ван де Вен.
По его представлению, квотируемые энергетические и промышленные установки обязаны ежегодно погашать углеродные единицы в объеме, равном фактически произведенным выбросам парниковых газов.
«В настоящее время в Казахстане компании получают углеродные квоты бесплатно. Кроме того, объем углеродной квоты рассчитывается путем применения удельных коэффициентов выбросов (бенчмарков), которые недостаточно строги. В совокупности эти факторы приводят к перенасыщению рынка, что оказывает сильное понижающее давление на цены на квоты в СТВ Казахстана», - говорит руководитель отдела международной климатической политики ЕБРР.
В этой связи Ян-Виллем ван де Вен предлагает Правительству Казахстана значительно сократить количество бесплатно распределяемых квот. В свою очередь это позволит повысить цены в системе и, тем самым, создаст нужные сигналы для инвестирования в проекты по декарбонизации.
Причем эксперт рекомендует это сделать как можно быстрее, если Казахстан действительно стремится достичь определяемого на национальном уровне вклада (ОНУВ, nationally determined contribution), то есть плана действий по сокращению выбросов и адаптации к изменению климата.
По его словам, увеличивать инвестирование в зеленые технологии следует, используя рыночные механизмы. Это позволит привлечь инвестиции от частного сектора, уверен он.
«Простимулировать такие инвестиции очень просто. На сегодня в Казахстане инвестиционные стимулы все еще смещены в сторону технологий использования ископаемых видов топлива, таких как уголь, газ и т.д., что препятствует достижению климатических обязательств. Поэтому нужно просигнализировать частному сектору о необходимости перехода на возобновляемые источники энергии и энергоэффективность, сокращения выбросов и т. д.», - объясняет Ян-Виллем ван де Вен.
В этом направлении Казахстан также должен ускориться, чтобы стать конкурентоспособной страной на международном рынке, подчеркивает собеседник. Особенно он обращает внимание на требования Европейского союза по содержанию выбросов СО2 в импортируемой продукции, заданные недавно вступившим в силу Механизмом трансграничного углеродного регулирования (Carbon Boarder Adjustment Mechanism, CBAM).
«На сегодня в Казахстане стоимость 1 тонны СО2 меньше 2 евро, в то время как в ЕС – около 70 евро. Следовательно, разница в стоимости углерода должна быть включена в конечную цену продукции, импортируемой в ЕС», - убежден Ян-Виллем ван де Вен.
Таким образом, он обобщает, что Казахстану необходимо: во-первых, активнее сокращать объемы ежегодного углеродного квотирования, во-вторых, перейти к распределению квот на условиях аукциона, что вынудит компании платить за квоты.
«Тогда у компаний появится целесообразность инвестировать и переходить на зеленые технологии. А для правительства продажа квот позволит сформировать дополнительный источник для финансирования других проектов по декарбонизации экономики страны и мер справедливого зеленого перехода», - резюмирует руководитель отдела международной климатической политики ЕБРР.