USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96900.40$
-179.100

Какие нацпроекты оказались наиболее эффективными в 2022 году

Высшая аудиторская палата опубликовала результаты оценки

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Высшая аудиторская палата (ВАП) дала экспресс-оценку реализации национальных проектов Казахстана в своем заключении к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2022 год, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Напомним, глава государства в послании от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» обозначил необходимость перехода на национальные проекты, прекратив подготовку государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов.

Однако в отчете ВАП сказано, что задачи, поставленные Президентом РК по переходу на формат лаконичных нацпроектов с небольшим количеством показателей и индикаторов, которые понятны всем гражданам, не достигнуты. Отмечается громоздкость разработанных нацпроектов, включение в них практически тех же мероприятий и инвестиционных проектов с имевшимися недостатками.

В 2022 году реализовывалось 10 национальных проектов:

1. Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация».
2. Качественное образование «Образованная нация».
3. «Ұлттық рухани жаңғыру».
4. «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций».
5. Национальный проект по развитию предпринимательства.
6. «Сильные регионы – драйвер развития страны».
7. «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев».
8. «Зеленый Казахстан».
9. Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса.
10. «Безопасная страна» (секретно).

На реализацию 9 национальных проектов (без учета нацпроекта «Безопасная страна») в прошлом году было предусмотрено 8147 млрд тенге, освоено – 98,1% или 7987,7 млрд тенге. За счет средств республиканского бюджета – 1986,9 млрд тенге (24,4%), Национального фонда – 714,3 млрд тенге (8,8%), местного бюджета – 638,4 млрд тенге (7,8%). Доля внебюджетных средств составила 4717,3 млрд тенге (58,6%).

Финансирование 9 нацпроектов в 2022 году выросло в 2,5 раза по сравнению с показателем прошлого года – 3197,8 млрд тенге.

Вместе с тем в ВАП наблюдают расхождения между данными Правительства РК и центральных государственных органов. По информации последних, в 2022 году финансирование всех 9 нацпроектов составило 7976 млрд тенге.

Чем грозит отклонение от плана

«Сохраняется проблема слабого взаимодействия центральных и местных исполнительных органов при реализации нацпроектов. Из этого следует неэффективное управление процессами», – рассказывают в ВАП. Актуальным остается вопрос перевыполнения отдельных запланированных показателей. Это указывает на некачественное планирование и прогнозирование (завышение) индикаторов на этапе формирования проекта.

Высшей аудиторской палатой также выявлены факты достижения показателей при неосвоении выделенных средств. Это усиливает разбалансировку стратегического и бюджетного планирования, замечают в ВАП.

В отчете приводится пример нацпроекта «Ұлттық рухани жаңғыру». Показатель «Уровень обеспеченности учебниками, изданными на казахском языке для организаций технического и профессионального образования (ТИПО)» в 2022 году достигнут в полном объеме. И это несмотря на неосвоенные 1120,9 млн тенге. Эта сумма была выделена из республиканского бюджета по причине несостоявшихся конкурсов по госзакупкам и несвоевременного финансирования из-за реорганизации министерства образования и науки.

В ВАП обращают внимание, что на успешное исполнение проектов в процессе их реализации влияют гарантированное финансирование в запланированных объемах и недопустимость отклонения от заданных показателей.

В 2022 году по 9 проектам было установлено 189 случаев корректировки объемов финансирования мероприятий. В 107 случаях – в сторону сокращения с общей суммой недофинансирования в 195,2 млрд тенге. В остальных 82 случаях объем финансирования сверх утвержденной суммы составил 653,1 млрд тенге.

«Частота изменений планов финансирования мероприятий предопределяет риск нестабильности в процессе их реализации. Это, в свою очередь, напрямую отражается на достижении запланированных задач и показателей нацпроектов», – считают в ВАП.

Самый большой процент изменений был отмечен в следующих нацпроектах: «Сильные регионы – драйвер развития страны» (17,5%), Национальный проект по развитию предпринимательства (15,9%), Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса (14,3%). Меньше всего изменений было по нацпроекту «Качественное образование «Образованная нация» (1,6%).

Результаты оценки

В ВАП заключают, что нестабильность на уровне мероприятий через исполнение задач и показателей в целом негативно отразилась на эффективности достижения целей нацпроектов, которые были оценены, в том числе, с помощью экспериментальной экономико-математической модели. Она была разработана в 2022 году в рамках исследования «Методологические подходы и инструменты оценки долгосрочного социально-экономического эффекта реализуемых национальных проектов с разработкой рекомендаций».

Данной оценкой рассмотрены:
1) освоение государственных и иных финансовых средств при реализации нацпроекта;
2) полнота реализации задач и достижения показателей;
3) экономический, социальный и бюджетный эффект использования финансовых (в том числе государственных) средств при реализации нацпроекта;
4) риски достижения/недостижения целевых индикаторов;
5) регрессионный и корреляционный анализ, прогнозирование показателей нацпроектов на среднесрочный период.

Так, из 9 нацпроектов по итогам 2022 года «Здоровая нация» и «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» показали средний уровень эффективности. Остальные 7 проектов – низкий уровень эффективности.

«Опираясь на оперативные результаты оценки, можно с большой долей вероятности спрогнозировать, что цели 7 нацпроектов с низким уровнем эффективности не будут достигнуты по завершению периода их реализации», – делятся в ВАП. Это ставит под угрозу исполнение стратегических показателей вышестоящих документов СГП (системы государственного планирования), резюмируют в Высшей аудиторской палате.

В отчете сообщается, что из-за того, что официальные статданные за отчетный период по фактическому исполнению публикуются позднее проводимой оценки, невозможно полноценно проанализировать процесс реализации нацпроектов, а также сформировать объективные выводы по нему. Это касается многих оцениваемых показателей.

«Результаты анализа нацпроектов характеризуются недостаточно комплексным подходом к их формированию. Не прослеживается логическая взаимоувязка комплекса мер, в основе которых заложено решение наиболее крупных и важных экономических, социальных и других задач», – говорится в заключении Высшей аудиторской палаты к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2022 год.

Немного о государственных программах

По данным ИПС «Әділет», сообщают в ВАП, на начало 2023 года прекращено действие 11 госпрограмм, а также двух правительственных программ. Из них досрочно утратили силу 8 госпрограмм, в том числе в 2021 году: Государственная программа развития здравоохранения на 2020-2025 годы и Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы.

В 2022-2023 годах досрочно поставлены на утрату:
- Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы;
- Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025»;
- Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы;
- Государственная программа жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы;
- Государственная программа развития регионов на 2020-2025 годы;
- Государственная программа «Цифровой Казахстан»;
- Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы.

Сейчас параллельно с принятыми в 2021 году соответствующими национальными проектами реализовывается одна государственная программа – по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы.

Национальный проект – документ, который обеспечивает всестороннее межведомственное взаимодействие и приоритетное бюджетное финансирование реализации комплекса мероприятий. Они направлены на решение в установленные сроки задач (проектов), отдельных критически важных для достижения общенациональных приоритетов, целей, задач и стратегических показателей, а также индикаторов вышестоящих документов системы государственного планирования (СГП).

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.