Большая часть казахстанцев (55,8% опрошенных) сталкивались с финансовым мошенничеством, согласно прошлогоднему социсследованию Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Более трети респондентов (34,2%) нарывались на телефонных злоумышленников (вишинг), 32,7% – на интернет-мошенников (фишинг). Пятая часть опрошенных (21,6%) столкнулась с финпирамидами, а 11,5% респондентов были участниками мошенничества с платежными картами.
Таким образом, граждане РК в прошлом году чаще всего сталкивались с телефонным мошенничеством. При этом всегда существует риск, что злоумышленники записывают голоса ничего не подозревающих казахстанцев во время телефонного разговора. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz спросил начальника отдела информационной политики АРРФР Дмитрия Акмаева, для чего телефонные мошенники могут использовать голосовые данные граждан, а также достаточно ли записи слова «да» для оформления кредита.
«В настоящее время уже нет. Система идентификации клиентов сейчас даже не двухфакторная, а трехфакторная. Помимо того, что вводятся данные удостоверения личности, также проводится сверка ИИН с базой данных мобильных номеров – для многих организаций это сейчас стало обязательным. А после этого следует не только голосовая идентификация, но и визуальная», – отвечает Дмитрий Акмаев.
Спикер поясняет, что после звонка оператора кредитной организации нужно подтвердить свою личность либо по видео, либо прислать свою фотографию с удостоверением личности в руках. Такой обширный спектр защитных мер позволяет минимизировать мошенничество с использованием фейковых (ненастоящих – Ред.) личностей, уверен он.
«С тех пор как мы ввели обязательную двух-трехфакторную идентификацию в 2021 году, у нас очень резко снизилось количество подобных мошенничеств. Если в 2020-2021 годах их было порядка 1100, то в 2022 году – всего 6. Поэтому записи голоса уже недостаточно», – резюмирует начальник отдела информационной политики АРРФР. Сама финансовая организация также осуществляет свои проверки, в том числе запрашивая кредитную историю потенциального заемщика, а также сверяясь с базой данных телефонных номеров, добавляет спикер.
«Даже для самого минимального кредита нужно предоставлять новые фотографии. Человек не может загрузить свою фотографию один раз и 20 раз получить с помощью нее кредиты. Даже если вы оформляете их с разницей в два дня, каждый раз нужно загружать свежую фотографию», – заверил Дмитрий Акмаев.
Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz также спросил спикера о том, для чего мошенники могут использовать голосовые данные граждан. «Я даже боюсь предположить. Возможно, они собирают базы данных голосовых записей на будущее. Но сильно опасаться этого не стоит. Голос можно вырезать и из видео, которое вы, к примеру, загружали когда-либо в Instagram. Фишка в том, что этого недостаточно для оформления кредита», – подчеркивает эксперт.
Дмитрий Акмаев считает, что чем больше будет рисков использования каких-то персональных данных, тем совершеннее будут становиться системы защиты. «В случаях, когда мошенники оформляют кредиты на граждан, люди обычно сами предоставляют им всю информацию», – делится начальник отдела информационной политики АРРФР.