Большая часть казахстанцев сталкивалась с финансовым мошенничеством – таковы результаты социологического исследования, проведенного Агентством по регулированию и развитию финансового рынка в 2022 году. Подробнее о распространенных схемах обмана и способах защиты от мошенников центру деловой информации Kapital.kz рассказал директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг АРРФР Александр Терентьев.
Согласно социсследованию, 55,8% респондентов сталкивались с финансовым мошенничеством, из них 34,2% – с телефонным мошенничеством (вишинг), 32,7% – с интернет-мошенничеством (фишинг). 21,6% опрошенных были участниками мошенничества со стороны финансовых пирамид, 11,5% – с платежными картами.
Основной группой риска финансового мошенничества являются люди пенсионного возраста. 50,7% опрошенных старше 63 лет не смогли сразу распознать мошенничество, из них 6,3% частично передавали информацию преступникам и никогда не уточняли данные организации, от которой звонил преступник.
Как показало социсследование, наиболее часто используемые схемы мошенников – это хищение персональных данных с помощью ложных рассылок на фишинговых сайтах и мобильных приложениях; маскировка мошенника под работника службы безопасности финансовой организации для обмана граждан для получения доступа к личному кабинету в мобильном устройстве.
Для обмана граждан мошенники, как правило, используют большое количество звеньев. Для обзвона потенциальных жертв – программное обеспечение (SIP-телефонию), которое позволяет дублировать абонентские номера казахстанских финансовых институтов. Для обналичивания денежных средств привлекаются подставные лица, которые в силу своей доверчивости и желания быстро заработать поддаются уловкам мошенников. Напомню, что при проведении следственных мероприятий правоохранительные органы, в первую очередь, выходят на посредников.
Что делать, если вы перевели деньги мошенникам?
Срочно обратитесь в банк и выясните у менеджера, как можно вернуть деньги. Если перевод средств находится в процессе, тогда операцию еще возможно отменить. Напишите заявление на возврат последней операции. Возврат средств или последней операции банками осуществляется от нескольких часов до 60 дней.
Если перевод все-таки прошел, то незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы. В случае признания вас потерпевшими вы вправе в соответствии со статьей 9 ГК РК обратиться с исковым заявлением в суд на мошеннические действия третьих лиц.
Также знайте, что технические платежи банков хорошо защищены. Основной упор мошенники делают не на взлом технической безопасности банков, а на доверчивость граждан. Подключите СМС или push-оповещения, чтобы отследить все операции по счетам. Так вы сможете оперативно отреагировать на действия мошенников, а время в этом случае очень важно.
Не храните крупные суммы денег на карте, которую вы носите с собой и используете для повседневных трат. Лучше, в случае необходимости, делать перевод с основного счета или депозита, тем более что большинство внутренних операций в банках являются бесплатными.
Что делать, если мошенники оформили на вас фиктивные кредиты?
Если ваши персональные и платежные данные попали в руки киберпреступников, то они могут взломать ваш онлайн- или мобильный банкинг и оформить кредиты мошенническим способом. Выявить факт незаконного оформления кредита на свое имя можно с помощью кредитной истории, которую нужно проверять регулярно, не реже 1 раза в квартал. Получить персональный кредитный отчет можно в Государственном кредитном бюро, Первом кредитном бюро, ЦОНах или через портал egov.kz.
Если вы стали заложником «чужого кредита», то в первую очередь выясните наименование кредитной организации, в которой оформлен заем, и обратитесь туда с заявлением. Заявление также необходимо подать в правоохранительные органы. Ваши заявления должны зарегистрировать, регистрационный номер с датой принятия заявления необходимо поставить и на копии заявления, которую вы оставляете себе.
Обязательно потребуйте у кредитора проведения внутреннего служебного расследования. Кроме того, кредитная организация должна предоставить вам копии договора, приложений к нему и документов, удостоверяющих личность, а также реквизиты счета, на который переведены деньги. Вам необходимо будет уточнить данные сотрудника, выдавшего кредит и оформлявшего договор.
В случае отказа кредитной организации в предоставлении документов вы можете подать жалобу в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.
Если кредитная организация не найдет
доказательств того, что деньги по вашему удостоверению получили мошенники,
необходимо подать иск в суд по месту жительства о признании сделки
недействительной. В случае вынесения судом решения в вашу пользу кредитная
организация должна:
- прекратить требовать с вас оплату долга;
- списать задолженность;
-
направить в кредитное бюро письмо об исключении информации по чужому займу из
вашей кредитной истории.
Как защитить себя и близких от уловок мошенников?
Основные правила безопасности для граждан, чтобы не стать жертвой мошенников:
1. Если вам позвонил якобы сотрудник банка, сразу прервите разговор. Помните, настоящий банковский менеджер или операторы колл-центров финансовых институтов никогда не будут запрашивать персональные данные по телефону. Эти конфиденциальные сведения нужны только мошенникам. Если у вас есть сомнения, то самостоятельно наберите официальный номер контакт-центра своего банка.
2. Если вам позвонили якобы из правоохранительных органов, то ни в коем случае не паникуйте. Спросите, в каком именно отделении полиции находится потенциальный подозреваемый, какую статью ему вменяют, когда было совершено деяние, предоставлена ли помощь адвоката и как с ним связаться. Также следует сделать самостоятельный звонок на горячую линию организации, от имени которой вам позвонили: МВД РК или районного отделения полиции.
3. Если в сети вам предлагают заработок на фондовом рынке с гарантией 99% получения дохода или просят пройти опрос, чтобы получить доступ к чудо-платформам, позволяющим зарабатывать якобы небывалые деньги – не верьте! Не оставляйте нигде на просторах интернета, тем более на фишинговых сайтах, свои персональные данные. Даже если вы сделаете это из-за простого любопытства и зарегистрируете ненастоящие номера, то это чревато последствиями.
4. Никогда и никому не сообщайте свои персональные данные, реквизиты банковской карты, особенно срок ее действия, CVC/CVV-код (три цифры на обороте, код проверки подлинности карточки), кодовое слово и остаток денежных средств, СМС/push-код для подтверждения совершаемой операции: платежа, перевода и т. д. Никогда и никому не сообщайте пароль от своего личного кабинета в интернет-банкинге или мобильном приложении.
Расскажите пожилым родственникам об уловках мошенников – именно они чаще всего становятся легкой мишенью для злоумышленников.
Читайте также
Самые популярные схемы связаны с онлайн-торговлей, «посредническими» услугами, предложениями инвестировать в «проекты»