USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96900.40$
-179.100

Казахстанцы чаще всего сталкиваются с телефонным и интернет-мошенничеством

Основная группа риска - люди пенсионного возраста

Share
Share
Share
Tweet
Share
Казахстанцы чаще всего сталкиваются с телефонным и интернет-мошенничеством- Kapital.kz

Большая часть казахстанцев сталкивалась с финансовым мошенничеством – таковы результаты социологического исследования, проведенного Агентством по регулированию и развитию финансового рынка в 2022 году. Подробнее о распространенных схемах обмана и способах защиты от мошенников центру деловой информации Kapital.kz рассказал директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг АРРФР Александр Терентьев.

Согласно социсследованию, 55,8% респондентов сталкивались с финансовым мошенничеством, из них 34,2% – с телефонным мошенничеством (вишинг), 32,7% – с интернет-мошенничеством (фишинг). 21,6% опрошенных были участниками мошенничества со стороны финансовых пирамид, 11,5% – с платежными картами.

Основной группой риска финансового мошенничества являются люди пенсионного возраста. 50,7% опрошенных старше 63 лет не смогли сразу распознать мошенничество, из них 6,3% частично передавали информацию преступникам и никогда не уточняли данные организации, от которой звонил преступник.

Как показало социсследование, наиболее часто используемые схемы мошенников – это хищение персональных данных с помощью ложных рассылок на фишинговых сайтах и мобильных приложениях; маскировка мошенника под работника службы безопасности финансовой организации для обмана граждан для получения доступа к личному кабинету в мобильном устройстве. 

Для обмана граждан мошенники, как правило, используют большое количество звеньев. Для обзвона потенциальных жертв – программное обеспечение (SIP-телефонию), которое позволяет дублировать абонентские номера казахстанских финансовых институтов. Для обналичивания денежных средств привлекаются подставные лица, которые в силу своей доверчивости и желания быстро заработать поддаются уловкам мошенников. Напомню, что при проведении следственных мероприятий правоохранительные органы, в первую очередь, выходят на посредников.

Что делать, если вы перевели деньги мошенникам?

Срочно обратитесь в банк и выясните у менеджера, как можно вернуть деньги. Если перевод средств находится в процессе, тогда операцию еще возможно отменить. Напишите заявление на возврат последней операции. Возврат средств или последней операции банками осуществляется от нескольких часов до 60 дней.

Если перевод все-таки прошел, то незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы. В случае признания вас потерпевшими вы вправе в соответствии со статьей 9 ГК РК обратиться с исковым заявлением в суд на мошеннические действия третьих лиц.

Также знайте, что технические платежи банков хорошо защищены. Основной упор мошенники делают не на взлом технической безопасности банков, а на доверчивость граждан. Подключите СМС или push-оповещения, чтобы отследить все операции по счетам. Так вы сможете оперативно отреагировать на действия мошенников, а время в этом случае очень важно.

Не храните крупные суммы денег на карте, которую вы носите с собой и используете для повседневных трат. Лучше, в случае необходимости, делать перевод с основного счета или депозита, тем более что большинство внутренних операций в банках являются бесплатными. 

Что делать, если мошенники оформили на вас фиктивные кредиты?

Если ваши персональные и платежные данные попали в руки киберпреступников, то они могут взломать ваш онлайн- или мобильный банкинг и оформить кредиты мошенническим способом. Выявить факт незаконного оформления кредита на свое имя можно с помощью кредитной истории, которую нужно проверять регулярно, не реже 1 раза в квартал. Получить персональный кредитный отчет можно в Государственном кредитном бюро, Первом кредитном бюро, ЦОНах или через портал egov.kz. 

Если вы стали заложником «чужого кредита», то в первую очередь выясните наименование кредитной организации, в которой оформлен заем, и обратитесь туда с заявлением. Заявление также необходимо подать в правоохранительные органы. Ваши заявления должны зарегистрировать, регистрационный номер с датой принятия заявления необходимо поставить и на копии заявления, которую вы оставляете себе.

Обязательно потребуйте у кредитора проведения внутреннего служебного расследования. Кроме того, кредитная организация должна предоставить вам копии договора, приложений к нему и документов, удостоверяющих личность, а также реквизиты счета, на который переведены деньги. Вам необходимо будет уточнить данные сотрудника, выдавшего кредит и оформлявшего договор.       

В случае отказа кредитной организации в предоставлении документов вы можете подать жалобу в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.       

Если кредитная организация не найдет доказательств того, что деньги по вашему удостоверению получили мошенники, необходимо подать иск в суд по месту жительства о признании сделки недействительной. В случае вынесения судом решения в вашу пользу кредитная организация должна:
- прекратить требовать с вас оплату долга;
- списать задолженность; 
- направить в кредитное бюро письмо об исключении информации по чужому займу из вашей кредитной истории.

Как защитить себя и близких от уловок мошенников?

Основные правила безопасности для граждан, чтобы не стать жертвой мошенников:

1. Если вам позвонил якобы сотрудник банка, сразу прервите разговор. Помните, настоящий банковский менеджер или операторы колл-центров финансовых институтов никогда не будут запрашивать персональные данные по телефону. Эти конфиденциальные сведения нужны только мошенникам. Если у вас есть сомнения, то самостоятельно наберите официальный номер контакт-центра своего банка.

2. Если вам позвонили якобы из правоохранительных органов, то ни в коем случае не паникуйте. Спросите, в каком именно отделении полиции находится потенциальный подозреваемый, какую статью ему вменяют, когда было совершено деяние, предоставлена ли помощь адвоката и как с ним связаться. Также следует сделать самостоятельный звонок на горячую линию организации, от имени которой вам позвонили: МВД РК или районного отделения полиции.

3. Если в сети вам предлагают заработок на фондовом рынке с гарантией 99% получения дохода или просят пройти опрос, чтобы получить доступ к чудо-платформам, позволяющим зарабатывать якобы небывалые деньги – не верьте! Не оставляйте нигде на просторах интернета, тем более на фишинговых сайтах, свои персональные данные. Даже если вы сделаете это из-за простого любопытства и зарегистрируете ненастоящие номера, то это чревато последствиями.

4. Никогда и никому не сообщайте свои персональные данные, реквизиты банковской карты, особенно срок ее действия, CVC/CVV-код (три цифры на обороте, код проверки подлинности карточки), кодовое слово и остаток денежных средств, СМС/push-код для подтверждения совершаемой операции: платежа, перевода и т. д. Никогда и никому не сообщайте пароль от своего личного кабинета в интернет-банкинге или мобильном приложении.

Расскажите пожилым родственникам об уловках мошенников – именно они чаще всего становятся легкой мишенью для злоумышленников.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.