Торговля принесет счастье не только Алматы

19.09.2012 • 20:42 5772

Торговля принесет счастье не только Алматы

У Алматы есть все шансы стать крупным транспортным и торгово-логистическим хабом в центральноазиатском регионе. Наряду с Алматы хабами международного уровня должны стать и ряд других городов Казахстана. В конечном счете, становление республики в качестве международного хаба принесет новые инвестиции, новые рабочие места и новые возможности для населения.

Эту идею во время IV международной встречи министров торговли развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, которая состоялась в Алматы, озвучил аким города Ахметжан Есимов. По словам градоначальника, значительная доля издержек в себестоимости товаров приходится на транспортные услуги. В связи с этим, считает он, развитая транспортная инфраструктура является важным условием динамичного развития стран, не имеющих выхода к морю. «Это актуально и для города Алматы. У нас есть все шансы стать крупным транспортным и торгово-логистическим хабом в центральноазиатском регионе. Отсутствие выхода к морю заставляет нас усиленно развивать авиаперевозки, авто- и железнодорожные виды транспорта», – подчеркнул г-н Есимов.

На сегодняшний день Алматы обеспечивает 18% валового внутреннего продукта страны и приносит в государственную казну свыше 25% всех доходов. При этом самой развитой отраслью экономики в мегаполисе является торговля, которая составляет 30% внутреннего регионального продукта. За последние три года объем экспорта вырос до $5,5 млрд.

Новое – хорошо забытое старое

В принципе, идея сделать Казахстан международным хабом возникла не сегодня. Она появилась еще в середине 2006 года, когда Казахстан и Китай договорились построить на границе Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос», но в активную фазу идея вышла в 2009 году, когда президент РК Нурсултан Назарбаев поставил перед правительством конкретную задачу.

В период до 2012 года правительство предприняло ряд конкретных мер. В частности, единым оператором международного хаба назначили железнодорожную компанию «Казахстан темир жолы», при ней был создан Центр транспортной логистики.

В мае 2012 года министр экономического развития и торговли (МЭРТ) РК Бакытжан Сагинтаев, выступая на XXV пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при президенте РК, более подробно осветил вопрос превращения Казахстана в международный торгово-логистический и деловой хаб региона.

«В настоящее время активно формируется базовый каркас торгово-логистической системы – транспортно-коммуникационная инфраструктура. Построены железнодорожные линии Жетыген – Хоргос протяженностью 293 км и Узень – граница Туркменистана – 146 км», – сказал министр.

Кроме того, в текущем году планируется начать строительство железных дорог Жезказган – Бейнеу протяженностью 988 км и Аркалык – Шубарколь – 214 км, ведется строительство автомагистралей «Западная Европа – Западный Китай» и «Бейнеу – Актау». «Это позволит создать прямой выход грузов с востока от станции Достык в западный регион Казахстана и далее в Европу с сокращением расстояния перевозок на 1200 км», – добавил глава МЭРТ.

Кроме того, для эффективного функционирования коммуникационных коридоров формируются транспортно-логистические узлы в Хоргосе, Актау, Алматы, Астане и Актобе.

Также в Казахстане будет разработан комплекс мер по развитию в узловых точках республики складского хозяйства класса «А» для расширения транзита и логистики. Планируется, что к 2015 году потенциал рынка контрактной логистики РК будет составлять до $800 млн.

Международный хаб в Алматы не единственный в Казахстане. Наряду с ним в республике предусматривается формирование городов-агломераций: Астана как торгово-деловой хаб международного уровня, а города Шымкент, Актобе и Актау – хабы национального, в перспективе – центральноазиатского уровня.

Чтобы усилить деловую активность в хабах, укрепить их торгово-логистические, финансовые, инновационные и туристические возможности, во всех перечисленных городах создадут специальные экономические зоны.

В частности, в алматинской агломерации эту роль будут выполнять специальная экономическая зона «Парк инновационных технологий Алатау», СЭЗ «Хоргос», Капшагайская зона и спортивно-туристический проект «Кокжайляу».

В Астане поддержка хаба будет оказываться на сетевой основе специальных экономических зон «Астана – новый город», «Сары-Арка» в Караганде, «Бурабай», в Актау – СЭЗ «Морпорт Актау» и «Кендерли», в Шымкенте – СЭЗ «Онтустiк».

Все эти меры в целом направлены на улучшение инвестиционного и бизнес-климата, снижение административных барьеров, развитие государственно-частного партнерства.

«Казахстан станет важным связующим звеном и трансконтинентальным экономическим мостом между европейским и азиатско-тихоокеанским экономическими системами», – заметил министр.

Не важно, кто круче…

Сегодня в Алматы продолжаются работы по расширению международного аэропорта. На сегодняшний день воздушная гавань обеспечивает половину пассажирского республиканского объема авиаперевозок и 44% грузового.

Наряду с этим железнодорожные вокзалы «Алматы-1» и «Алматы-2» обслуживают поезда по 28 направлениям.

По словам вице-президента по производству АО «Международный аэропорт Алматы» Александра Гордеева, к ноябрю 2012 года аэропорт Алматы будет расширен на 3 тыс. квадратных метров за счет перестройки и введения в эксплуатацию рядом стоящего павильона прилетов.

Новый терминал будет связан с основным зданием, благодаря чему пропускная способность аэропорта будет увеличена с 1,3 тыс. пассажиров в час до 1,6 тыс.

«Вместо той пропускной способности, которую терминал может пропустить – 1300 пассажиров в час, у нас пассажиров 1500 в час. Возникает проблема в том, что недостаточно производственных площадей. На каждого пассажира, по международным стандартам, должно быть до 40 квадратных метров. У нас, к сожалению, этот терминал не приспособлен для такого объема», – объяснил г-н Гордеев, отметив, что благодаря введению новых площадей проблема может быть снята на ближайшие два-три года.

Кроме этого, к 2020 году железнодорожный вокзал «Алматы-2» предполагается реконструировать с большим объемом пристройки к самому зданию вокзала в классическом стиле, расширить до улицы Желтоксан и создать новый архитектурный ансамбль привокзальной площади международного класса.

В конце концов, важно не количество заявлений о том, какой из казахстанских городов станет круче всех. Важно, чтобы весь Казахстан стал одним большим международным хабом. А это даст всей стране новые инвестиции, новые рабочие места и новые возможности для населения.

Артем Борисов

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

новости Алматы

19.09.2012 • 20:42 5772

Поделиться
Торговля принесет счастье не только Алматы
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus