Коррекции случаются все чаще – мировые фондовые рынки спускаются с небес на землю, и этот процесс только начался. Есть риск, что коррекции рано или поздно перейдут в падение – если снижение не сбавит обороты, коронавирус не будет побежден, Трамп проиграет выборы и инвесторы всё-таки поддадутся панике. Масла для лучшего скольжения вниз подливают банки – согласно американскому расследованию, крупнейшие банки несколько лет участвовали в сомнительных операциях, помогая отмывать средства на триллионы долларов.
Утечка секретных документов финансовой разведки США (FinCEN) вскрыла преступные схемы олигархов из разных стран, позволившие им с 1999 по 2017 год отмыть несколько триллионов долларов через крупнейшие банки. Только один Deutsche Bank ответственен за 50% всех подозрительных транзакций за последние 20 лет на $2 трлн. Это толкает весь немецкий фондовый индекс вниз почти на 5%, а акции банка более чем на 8%. Кроме этого, в скандале замешаны Bank of New York Mellon, Barclays, HSBC, Standard Chartered's, JPMorgan и другие. После упоминания банков в расследовании акции HSBC в Гонконге и Standard Chartered's в Лондоне упали до самого низкого уровня с 1998 года. HSBC потерял 5,3%, Standard Chartered's – 6%, Barclays – 5,4%. В истории с банками интересно другое – прибыль от работы с «грязными деньгами» настолько велика, что их не пугают штрафы. Кроме этого, есть мнение, что ничего не поменяется – схемы отмывания работали годами и десятилетиями, все были довольны, а значит – ничего глобально не поменяется – основное пристанище «грязных денег» – это фиат.
Кстати криптовалюты никак не помогут «обелить» такие платежи – дело в том, что из криптомира вывести деньги в банки практически невозможно – они существуют сами в себе. В классическом смысле отмывания в криптовалютах вообще не существует, этот процесс касается исключительно банковской сферы.
Все это не добавляет стабильности переоцененному рынку акций. На стороне продавцов растущее число новых заболевших коронавирусом, а также существенно более слабые фундаментальные показатели экономики. Уровень безработицы сейчас заметно выше, чем в начале пандемии, а щедрость правительств в раздаче наличных уперлась в рекордные дефициты и долговую нагрузку. После ралли марта-сентября в акциях накопился внушительный потенциал для коррекции, который в текущих условиях может не только очень быстро реализоваться, но и завершиться глубокой распродажей, напоминающей мартовские движения рынка.
Но обвала может и не случиться – рынки движутся импульсами вниз то на одной, то на другой теме. Например, в начале сентября гремело снижение явно перекупленных акций технологических компаний. Сейчас под давлением банковский сектор. Интересно, что акции Apple накануне быстро оправились от снижения, завершив день мощным ростом. Одна из ключевых особенностей текущего кризиса – скорость, с которой все происходит. И она может сыграть на руку оптимистам, которые не верят, что рынок снова способен обвалиться. Неопределенность восстановления формирует повышенную волатильность рынков, что порой оборачивается тревожными импульсами снижения, которые могут повторяться в ближайшие месяцы, но при этом быть краткосрочными.
В случае турбулентности – все это будет давить и на наш тенге, но незначительно. Если рынок все-таки упадет – последствия уже могут быть более серьезными. Если падение коснется нефти и затронет валюты развивающихся стран, тенге может снова ждать черный день и одномоментное ослабление. В случае если рынки выстоят и дождутся проблесков действительно восстановившейся экономики, а наш экономический сосед откажется от политики слабого рубля – мы можем легко наблюдать ренессанс тенге, который был в июне.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане