Чрезвычайное положение, введенное в Казахстане 16 марта из-за пандемии коронавируса, однозначно скажется на банковском секторе страны. В первую очередь пострадает его рентабельность. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал глава офиса рейтингового агентства АКРА в МФЦА Аскар Елемесов.
Как известно, основными заемщиками казахстанских банков (более 50%) являются частный сектор и население. «Сектор МСБ в стране в подавляющем большинстве - это сфера обслуживания, торговля, развлечения, гостиничные и транспортные услуги, общепит - те сегменты национальной экономики, которые прямо пострадают от введения карантина», - поясняет эксперт.
Что касается заемщиков банков - физических лиц, то главным образом они состоят из числа сотрудников того же сектора МСБ или государственных организаций. «Если у вторых с выплатой заработной платы никаких проблем не будет, потому что госбюджет в целом справится с падением цен на нефть, как минимум в течение нескольких лет, то для первой категории наступят непростые времена», - отмечает Аскар Елемесов.
На бизнес крупных производителей сырья, режим чрезвычайного положения, по его мнению, повлияет не сильно и не скоро, так как в банках второго уровня Казахстана они почти не кредитуются.
Очевидно, что падение курса национальной валюты по отношению к доллару США также снизит покупательную способность населения, из-за чего для большинства граждан обслуживать кредиты станет еще сложнее. Многие заемщики, как МСБ, так и физические лица, не смогут производить в срок погашение кредитов.
«Скорее всего, между обществом, бизнесом, государством и банками будет заключен какой-то гласный или негласный договор, который позволит заемщикам в лице простых людей и малого бизнеса получить значительные отсрочки по текущим выплатам, а банкам не нести из-за этого дополнительной налоговой нагрузки», - предполагает глава офиса рейтингового агентства АКРА.
Банки могут пойти на такого рода меры и самостоятельно, понимая, что в сегодняшних реалиях малоэффективно, а иногда и бесполезно настаивать на беспрекословном выполнении клиентами своих обязательств, считает он.
Поэтому прибыльность банковского сектора от основной деятельности - кредитования, в течение ближайших месяцев окажется намного ниже, чем в 2019 году. «При этом не следует забывать, что снижение рентабельности не сразу транслируется в потерю финансовой стабильности - иногда на это уходят годы», - добавляет Аскар Елемесов.
Даже дополнительные доходы, например, связанные с операциями на валютном рынке, имеющие в периоды положительной волатильности тенденцию к росту, по утверждению эксперта, не смогут уравновесить общее замедление экономики и компенсировать рост проблемной задолженности.
В то же время обзор качества активов (AQR), который завершился в прошлом месяце, свидетельствует в целом о высоких показателях достаточности капитала БВУ. «Это говорит о том, что несколько месяцев практически все банки должны выдержать, при этом крупные и находящиеся в собственности ведущих региональных и мировых финансовых групп (а их у нас в стране - большинство) будут чувствовать себя комфортно как минимум до конца текущего года. Оговорюсь, что этот прогноз строится на предположении, что резкого ухудшения ситуации в экономике удастся избежать», - отмечает эксперт.
По его словам, кризисная ситуация 2007-2009 годов показала, что наличие у Казахстана подушки безопасности в виде Национального фонда, низкий уровень государственного долга, высокая концентрация банковского сектора, а также относительно небольшое по численности население страны в переломные моменты играют положительную роль для стабилизации положения и предотвращения широкомасштабного кризиса.