Председатель Национального банка Тимур Сулейменов рассказал, почему Комитет по денежно-кредитной политике принял решение сохранить базовую ставку на уровне 14,75%, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Решение принято с учетом наблюдаемой динамики инфляции, а также баланса рисков. Годовая инфляция в феврале и марте продолжила замедляться. Однако с начала года она снижается более медленными темпами. Показатели устойчивой части инфляции в марте продемонстрировали существенное, но пока разовое замедление», - сказал Тимур Сулейменов на брифинге в Нацбанке.
«Потенциальные риски связаны с негативными последствиями аномальных паводков. Также существует неопределенность, связанная с объемами бюджетных расходов, которые потребуются для их устранения. Принятое нами решение полностью соответствует нашей риторике. Мы последовательны в своих действиях и придерживаемся позиции о необходимости сохранения умеренно жесткого характера денежно-кредитной политики. В условиях замедлившихся темпов снижения инфляции это крайне важно. Требуется осмотрительность в изменении уровня базовой ставки», - добавил Тимур Сулейменов.
В Казахстане, как напомнил глава Нацбанка, годовая инфляция в марте замедлилась до 9,1%, но сложилась несколько выше прогнозной траектории. Более высокая инфляция сложилась в основном из-за регулируемых услуг.
«Тарифы на ЖКУ выросли несколько сильнее, чем мы закладывали в своих прогнозах. Их вклад в инфляцию за этот период мы оцениваем в 0,43 п.п. В результате роста регулируемых тарифов также подросли и услуги в целом. Инфляция услуг в марте сложилась на уровне 13,2%. То есть она вносит сейчас основной вклад в рост цен. В свою очередь, продовольственная инфляция снизилась до 6,9%. Рост цен на непродовольственные товары также замедлился до 8,2%», - сообщил он.
Месячная инфляция в марте составила 0,7%. Это выше среднеисторической динамики (0,6%).
«Существенно снизились показатели базовой и сезонно очищенной инфляции. Это хороший показатель. Как вы знаете, в течение нескольких месяцев они стояли на одном уровне, а в феврале резко ускорились. То есть это хороший показатель. Вместе с тем по итогам одного месяца преждевременно говорить о сложившемся тренде. Дальнейшая динамика устойчивой части инфляции требует мониторинга. Ее уверенное и устойчивое снижение в течение нескольких месяцев позволит нам сформировать пространство для снижения базовой ставки в дальнейшем», - пояснил председатель НБРК.
Он добавил, что медианная оценка ожидаемой на год вперед инфляции снизилась в марте до 14,2%.
«Таким образом, важно и далее формировать устойчивую тенденцию на снижение инфляционных ожиданий и обеспечить их возврат к историческим уровням, которые мы наблюдали в то время, когда инфляция находилась на нашем таргете», - сказал Тимур Сулейменов.
За январь-февраль 2024 года экономика Казахстана выросла на 4,2%, это, по его словам, соответствует прогнозу Национального банка. Инвестиции в основной капитал выросли, главным образом за счет капиталовложений в обрабатывающую промышленность, транспорт и складирование. Индекс деловой активности второй месяц подряд находится в положительной зоне как в производстве, так и услугах. Также остается стабильной ситуация на мировом рынке продовольствия.
«В марте впервые после семи месяцев снижения наблюдался некоторый рост индекса продовольственных цен ФАО из-за удорожания растительных масел», - пояснил глава Нацбанка.
Он подчеркнул, что внешние денежно-кредитные условия остаются жесткими, поэтому инфляция в мире замедляется, но все еще остается выше таргетов во многих странах. Например, по словам Тимура Сулейменова, ЕЦБ остается приверженным возврату инфляции к целевому значению и для этого намерен обеспечивать ограничительные денежно-кредитные условия.
«ФРС отмечает, что инфляция в США все еще остается высокой. В марте годовая инфляция выросла до 3,5%, при этом ускоряясь второй месяц подряд. Согласно риторике ФРС, текущие денежно-кредитные условия сохранятся и далее. В России – ключевом торговом партнере Казахстана, инфляция в марте сохранилась на уровне 7,7%. По заявлению российского регулятора, достижение цели по инфляции предполагает продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий», - сказал он.
По словам Тимура Сулейменова, следующее решение по базовой ставке будет опорным. Оно будет принято с учетом результатов очередного прогнозного раунда, дальнейшей динамики инфляции и баланса рисков.
На брифинге журналисты уточнили у главы Нацбанка, может ли ситуация с паводками в Казахстане отразиться на базовой ставке в будущем.
«В первую очередь, если мы говорим о поводках, то здесь есть социальные последствия. Второе, ограничение предпринимательской активности, бизнес пострадал в результате наводнения. Третье, рост фискальных расходов, которые потребуются на устранение последствий. Поэтому мы приняли решение на сегодняшний день сохранить базовую ставку. Но хочу подчеркнуть, что мы сочли необходимым сохранить прогноз инфляции в коридоре 7,9—9,5%. Следующий раунд по базовой ставке будет в мае, тогда уже будет больше понимания по вопросам, которые я озвучил, и станет понятно, как это отразится на решении по базовой ставке в следующий раз», — считает Тимур Сулейменов.
Также глава Нацбанка рассказал, на какой стадии находится процесс объединения KASE и AIX.
«Это решение нами, то есть Нацбанком, АРРФР и МФЦА, было разработано. Сейчас оно находится на рассмотрении Администрации президента. Мы свою работу выполнили, подходы выработаны, и они едины. Конструктивно поработали все заинтересованные стороны, и у нас общее решение есть. Ждем, что скажут в администрации. После этого мы можем обнародовать схему и приступить к реализации», – уточнил он.
По словам Тимура Сулейменова, объединение потенциала KASE и AIX может состояться в следующем году.
Читайте также
Для достижения цели по инфляции в 5% требуется поддержание умеренно жестких денежно-кредитных условий, сообщили в НБРК