USD
446.49₸
EUR
475.38₸
RUB
4.79₸
BRENT
86.39$
-0.150
BTC
65766.20$
+696.600

Как изменился рынок обязательного автострахования

В 2024 году вступают в силу Европротокол, новые региональные поправочные коэффициенты, досудебное урегулирование спора

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как изменился рынок обязательного автострахования- Kapital.kz

Игроки сектора общего страхования считают, что в 2024 году главным трендом развития отрасли будет цифровизация. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz подготовил обзор о том, какие изменения ожидаются на рынке общего страхования в новом году.

Председатель правления АО «Страховая компания Freedom Insurance» Азамат Керимбаев сообщает, что с 1 января 2024 года вступает в силу запрет на выплату агентского вознаграждения по обязательным видам страхования. «Ранее норма предусматривала запрет только по юридическим лицам. В целом она должна благоприятно сказаться на развитии прямых продаж по обязательным видам, в том числе через интернет-сайты страховщиков», – полагает он.

Европротокол

С 1 января 2024 года в Казахстане также будет внедрен Европротокол, который, по словам Азамата Керимбаева, будет применяться при соблюдении следующих условий:

- у обоих участников ДТП должна быть обязательная автостраховка ОГПО (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств – Ред.);
- в ДТП столкнулись два транспортных средства;
- повреждены только автомобили и отсутствуют потерпевшие, которым при аварии причинен вред жизни или здоровью;
- отсутствие разногласий между участниками ДТП о том, кто виновен;
- участники ДТП должны быть согласны на размер страховой выплаты в пределах размера страховой суммы, установленного нормативным правовым актом (НПА) уполномоченного органа.

Таким образом, участники дорожно-транспортного происшествия смогут самостоятельно оформить ДТП с использованием мобильного приложения. Размер выплаты будет лимитирован на основании НПА регулятора.

Азамат Керимбаев полагает, что упрощенный порядок урегулирования страхового случая – Европротокол – увеличит потенциальный объем страхового мошенничества, так как стороны ДТП могут самостоятельно регулировать между собой, кто из них виноват. Например, назначать потерпевшего исходя из размера ущерба транспортного средства. «Вероятно, могут происходить «договорные» ДТП в местах, где отсутствуют камеры. Однако это может оказаться невыгодно для автовладельцев, так как сумма выплаты при Европротоколе ограничена», – отмечает спикер.

«Но вместе с этим после введения Европротокола все процедуры по оформлению страхового случая, значительно затягивающие сроки получения выплаты – получение протокола управления дорожной полиции, участие в административном суде, ожидание вступления в силу постановления административного суда – будут упразднены», – замечает Азамат Керимбаев. Он добавляет, что страховую выплату можно будет получить сразу после оформления ДТП в мобильном приложении. Это существенно улучшит сервис для клиента и позволит развивать онлайн-урегулирование страховых случаев, уверен председатель правления Freedom Insurance.

«Нововведения значительно ускорят выплату для потребителя. При этом существенным образом могут увеличить убыточность для страховой компании, так как мелкие ущербы при ДТП возмещаются самими виновниками без обращения к услугам страховых компаний», – резюмирует спикер.

СЕО АО «Страховая компания НОМАД Иншуранс» Даурен Иманжанов также называет развитие цифровизации в страховой отрасли основным трендом следующего года. Он тоже упоминает внедрение Европротокола и рассказывает подробнее о мобильном приложении.

«Для удобства Фонд гарантирования страховых выплат (ФГСВ) разработал специальное мобильное приложение. Оно позволит подать онлайн заявку в страховую организацию, пройти биометрическую идентификацию, приложить цифровые документы, фото и видео. Выплаты поступят на банковский счет пострадавшего», – поясняет спикер. Он обращает внимание, что страховые организации также могут создать свои мобильные приложения и интерфейсы. «Наши клиенты смогут сделать это в приложении nomad.kz. Клиенты смогут выбрать наиболее удобный сервис», – сказал Даурен Иманжанов.

Он напоминает, что в случае Европротокола сумма ущерба не должна превышать 100 МРП (369 200 тенге при МРП в 3692 тенге в 2024 году).

Региональные поправочные коэффициенты

«В 2008 году законом об обязательном автостраховании были приняты региональные поправочные коэффициенты, которые влияли на стоимость полиса в разных регионах нашей страны. За 15 прошедших лет уровень автомобилизации и статистика аварийности сильно изменились. В некоторых регионах обязательное автострахование стало убыточным для страховщиков», – говорит первый заместитель председателя правления АО «Страховая компания «Евразия» Самат Кабдолов.

Спикер рассказывает, что полис, оформленный в Алматинской области, стоил практически в четыре раза меньше полиса, который был оформлен в Алматы для аналогичного автомобиля. «При этом многие водители из области ежедневно въезжают в город, пользуются его инфраструктурой и, конечно, попадают в ДТП», – подчеркивает он. Самат Кабдолов уточняет, что введение поправочного коэффициента не означает однозначное удорожание автостраховок. По его словам, в некоторых регионах стоимость страховки наоборот снизится. «Как нововведение отразится на рынке, мы узнаем совсем скоро», – заключил первый заместитель председателя правления СК «Евразия».

СЕО «НОМАД Иншуранс» Даурен Иманжанов утверждает, что поправочный коэффициент отличается в каждом из регионов и зависит от ситуации с аварийностью на дорогах. Чем она выше, тем, соответственно, больше поправочный коэффициент. Но ситуация на дорогах может меняться, поэтому государство будет пересматривать этот коэффициент раз в год, убежден спикер.

«Уже можно сказать, что обязательная автостраховка станет дешевле, к примеру, в Алматы, Атырауской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. Подорожают полисы ОГПО ВТС в шести регионах, среди которых Астана, Алматинская и Туркестанская области», – заявил Даурен Иманжанов.

Таргетируемая убыточность

Председатель правления Freedom Insurance Азамат Керимбаев поясняет, что в закон ОГПО ВТС вносится понятие «таргетируемая убыточность» – коэффициент, характеризующий целевой показатель убыточности по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС), используемый для расчета поправочных коэффициентов.

«Расчет поправочных коэффициентов производится организацией по формированию и ведению базы данных с учетом показателей убыточности по территории регистрации транспортного средства, таргетируемой убыточности и фактора достоверности в порядке, определенном НПА уполномоченного органа», – констатирует спикер. Значение таргетируемой убыточности должно находиться в диапазоне 60-80%, добавил он.

«В таком случае страховка для автовладельцев значительно подешевеет, – отмечает Азамат Керимбаев. – Страховщик вправе увеличить или уменьшить поправочные коэффициенты не более чем на 10% согласно нормативному правовому акту уполномоченного органа».

Спикер объясняет, что изменение методики тарифов приведет к их снижению, так как на сегодняшний день рыночный коэффициент убыточности находится на уровне 30-35%. «После внедрения таргетируемой убыточности на уровне 80% тарифы начнут снижаться. В свою очередь рентабельность этого страхового продукта для страховщика начнет падать», – резюмирует председатель правления Freedom Insurance. Азамат Керимбаев обращает внимание, что положительным моментом здесь является то, что это вынудит страховщиков развивать прямые продажи без участия посредников, в том числе через интернет-продажи.

Еще одно нововведение, которое вступит в силу в 2024 году, по словам СЕО «НОМАД Иншуранс» Даурена Иманжанова – досудебное урегулирование спора у страхового омбудсмена, если между страховой компанией и клиентом возникнут разногласия. «По мнению законодателей, это поможет разгрузить суды и обеспечит защиту прав потребителей», – делится спикер.

Он подчеркивает, что в 2024 году акцент в развитии страховой отрасли будет в основном сделан на дальнейшую цифровизацию: иншуртех (онлайн-сервисы и маркетплейсы для расширения продаж), регтех (анализ данных для разработки гибких тарифов) и суптех (совершенствование регулирования со стороны АРРФР). В совокупности с повышением значимости страхования для населения после пандемии COVID-19, землетрясения в Турции и прочих событий это будет способствовать активному развитию страхового сектора в ближайшей перспективе, считает СЕО «НОМАД Иншуранс».

Даурен Иманжанов также приводит слова заместителя председателя Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Марии Хаджиевой во время XIV международной конференции «Страхование в Центральной Азии», которая проходила в сентябре 2023 года. «Принимая во внимание глобальные процессы, которые происходят в различных странах мира, одним из приоритетных направлений АРРФР является построение системы защиты от катастрофических рисков», – сказала Мария Хаджиева.

СЕО «НОМАД Иншуранс» также замечает, что согласно S&P Global Ratings, в Казахстане ожидается рост страхового рынка в пределах 4-5%. «Средний уровень премий на душу населения остается невысоким, но при этом увеличивается. Для Казахстана он варьируется от 15 до 100 долларов на душу населения», – делится Даурен Иманжанов.

Первый заместитель председателя правления СК «Евразия» Самат Кабдолов сообщает, что в новом году страховым компаниям наряду с банками предстоит заняться внедрением управления экологическими и социальными рисками (ESG), которые с 2025 года должны будут в обязательном порядке содержаться в финансовой отчетности.

«В настоящее время регулятором разрабатывается проект руководства по управлению экологическими и социальными рисками. Мы ожидаем его принятие в 2024 году», – констатирует спикер.

Он говорит, что сейчас участники финансового рынка внедряют стандарты ESG в свою работу в инициативном порядке. В скором времени это станет обязанностью для всех, утверждает Самат Кабдолов. «Компаниям предстоит проводить климатические стресс-тестирования по разнообразным сценариям, а также замерять не только собственный углеродный след, но и последствия деятельности своих клиентов, получающих финансирование», – объясняет он. По словам спикера, эти нововведения повысят спрос на специалистов-рисковиков со специализацией в области ESG.

Напомним, что участники страхового рынка Казахстана по Закону «О страховой деятельности» работают в двух отраслях: общее страхование и страхование жизни.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.