Евразийский банк развития в конце прошлого года выпустил доклад «Экономика Центральной Азии: новый взгляд». В нем говорится о том, что пора пересмотреть роль центральноазиатских государств. Казахстан и соседние страны достигли существенного прогресса в развитии, кроме того — изменился внешний контекст, и регион приобретает стратегическое значение для развития всей евразийской экономики.
Проанализируем основные тезисы доклада и порассуждаем о перспективах, которые открываются для транспортно-логистической отрасли Казахстана в связи с новой ролью Центральной Азии в глобальном масштабе.
Основные
тезисы:
- За 20 лет население стран ЦА
выросло в 1,4 раза, ВВП — в 7,5 раза, внешнеторговый оборот — в 6 раз.
- Среднегодовой темп экономического
роста стран Центральной Азии составил 6,2% за последние 20 лет. В то же время
развивающиеся страны росли с темпом 5,3%, а мир в целом — в среднем на 2,6%
ежегодно.
- Растущее население региона
формирует емкий рынок сбыта и растущий пул трудовых ресурсов. Население в 77
млн человек продолжает расти почти на 2% ежегодно. Согласно оценкам ООН, на
горизонте до 2040 года ежегодный демографический прирост в регионе в среднем
составит 1,1%.
- Конкуренцию России во внешней
торговле уже составляют не только КНР, но и Турция, Индия, Южная Корея. Кроме
того, взаимная торговля стран региона развивается опережающими темпами по
отношению к внешней торговле.
- Один из ключевых вызовов для стран
Центральной Азии — отсутствие выхода к морю. Это ведет к избыточным
транспортным издержкам и, соответственно, сдерживанию роста торговли.
- Точка роста — развитие транзитного
транспортного потенциала, формирование Евразийского транспортного каркаса.
- Без формирования эффективных
систем транзитных перевозок страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю,
будут отставать от уровня стран, которые имеют такой выход, в среднем на 20%
(данные ООН) и не смогут быть в полной мере интегрированы в мировой рынок.
Необходимы развитие и совершенствование автодорожной и железнодорожной
инфраструктуры, гармонизация и упрощение процедур пересечения границ.
Сложности и перспективы
Начнем со сложностей. Действительно, отсутствие выхода к мировому океану — а значит, наиболее короткого доступа к глобальному рынку — сдерживает торгово-экономический потенциал Казахстана. Кроме этого, имея общие границы с Россией и Китаем, РК все же расположена в отдалении от основных центров экономической активности этих стран и всей Евразии. Поэтому международная торговля сопряжена с довольно высокими транспортными издержками. Более того, горный ландшафт центральноазиатских государств не способствует развитию транспортных связей с миром — для строительства дорожной сети в таких условиях нужны большие инвестиции.
Но в географическом расположении Казахстана есть и преимущества, использование которых может нивелировать эффект этих ограничений. Через территорию РК проходят маршруты, соединяющие Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Среди них — уже работающие транспортные артерии и только запланированные к развитию. Находясь на перекрестке логистических коридоров, Казахстан и другие страны Центральной Азии получили уникальную возможность развития транзитного потенциала и вовлечения в трансграничные производственные цепочки.
Есть и другие барьеры — сложные процедуры пересечения границ и несогласованность регуляторной среды стран региона, недостаточное проникновение транспортных сервисов и низкая автоматизация логистических процессов, проблемы с качеством дорог и транспортной инфраструктуры. Но преодолеть их значительно легче.
Синергия и цифровизация
Специалисты ЕАБР говорят о необходимости формирования Евразийского транспортного каркаса — благодаря ему центральноазиатские государства, не имеющие выхода к морю, будут связаны друг с другом и с внешними торговыми партнерами. Это даст заметный толчок для экономического развития региона.
Стоит отметить, что каркас уже практически сформирован — сейчас идет развитие его отдельных элементов. Активно работает маршрут «Европа — Западный Китай». Увеличивается объем перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Большие надежды возлагаются на восточную ветку коридора «Север — Юг», связывающего Россию через центральноазиатские и кавказские республики с Ближним Востоком и Южной Азией. Ведется строительство участка коридора ТРАСЕКА и автодороги Актобе — Уральск — Самара. Все эти транспортные артерии и формируют евразийский транспортный каркас, который поможет организовать новые логистические цепочки.
Однако эту глобальную задачу центральноазиатским странам не осилить в одиночку. Важны усилия каждого государства региона для обеспечения транспортной связанности. Это значит, что нужно модернизировать и повысить пропускную способность пограничных пунктов, договориться об удобных таможенных процедурах. Для «бесшовных» перевозок необходима цифровизация транспортных и логистических процессов. Например, внедрение электронных транспортно-сопроводительных документов, развитие сервисов автоматической идентификации и отслеживания грузов.
Для повышения качества услуг и формирования новых удобных сервисов важна и поддержка конкуренции в отрасли. Этого можно достичь, стимулируя игроков отрасли выходить на открытый рынок, то есть использовать для организации логистики онлайн-площадки и цифровые сервисы. Они предназначены для поиска партнеров, проверки их репутации, автоматизации рутинных операций, таких как выбор подрядчика и отслеживание доставки.
Эксперты ЕАБР считают, что транспорт играет для Центральной Азии роль ключа, позволяющего распахнуть закрытые двери и обеспечить доступ на международные рынки. И это действительно так: транспортные коридоры и маршруты, пересекающие регион, образуют транспортный каркас Евразии. Это уникальная особенность региона. Чтобы извлечь из нее выгоду, нужно действовать согласованно и использовать имеющиеся в мировой практике технологии автоматизации.
Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU»