USD
446.49₸
EUR
475.38₸
RUB
4.79₸
BRENT
87.09$
+0.150
BTC
66612.10$
+1542.500

Рынок e-commerce превысит 3 трлн тенге к 2024 году

Что обеспечивает рост электронной торговли в Казахстане

Share
Share
Share
Tweet
Share
retail-loyalty.org

retail-loyalty.org

Электронная торговля в Казахстане стремительно развивается, продажи в секторе растут двузначными темпами. При этом в выигрыше остаются все участники рынка. Например, благодаря развитию технологий безналичных платежей коммерческие предприятия, услугодатели и потребители смогут получить до 7 млрд долларов выгоды в год. Такие данные приводит finreview.info.

Тенденция роста глобального рынка электронной коммерции многократно усилилась в результате известных событий минувшего года, повлекших за собой экономические и социальные потрясения. Наблюдаемый ранее тренд перехода бизнеса в сторону развития своего бренда в интернете стал еще более заметным. И это вполне логично, ведь, во-первых, возникшие ограничения, направленные на приостановление распространения COVID-19, вынудили многие компании перейти в интернет-торговлю, чтобы сохранить свой бизнес. А, во-вторых, сами потребители стали меньше посещать торговые офлайн-площадки и перешли в онлайн-магазины.

На этом фоне экономисты прогнозируют значительный рост глобального рынка электронной коммерции в ближайшее время. По некоторым оценкам, ожидается, что к 2023 году объем продаж в интернете приблизится к отметке 6,6 трлн долларов, тогда как еще в 2020 году этот показатель составлял 4,3 трлн долларов.

Сохранится ли восходящий тренд и как развивается рынок электронной коммерции в Казахстане, разбирались аналитики FinReview.info.

В Казахстане динамика роста рынка электронной коммерции соответствует общемировой

Электронная коммерция в Казахстане также значительно выросла. Согласно официальной статистике, объем рынка за 2020 год превысил 1,2 трлн тенге, увеличившись почти в 2 раза по сравнению с 2019 годом.

Восходящий тренд сохранится и в ближайшие пять лет — в этом выводе сходятся все. По данным министерства торговли и интеграции, к 2022 году объем рынка e-commerce достигнет 1,9 трлн тенге. А в Центре развития торговой политики QazTrade оценивают рост рынка к 2025 году до 3,5 трлн тенге.

Рынок e-commerce превысит 3 трлн тенге к 2024 году 871269 - Kapital.kz

Безналичные платежи могут принести Казахстану до 7 млрд долларов чистой выгоды

Электронная коммерция способствует не только развитию и увеличению объемов внутренней и внешней торговли, но и росту безналичных платежей, сокращению издержек бизнеса и минимизации теневого оборота. В 2020 году объем безналичных платежей вырос в 2,5 раза, до 35,3 трлн тенге. Тенденция роста наблюдается и в текущем году — за пять месяцев 2021 года объем безналичных платежей составил 23,6 трлн тенге, увеличившись в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доля онлайн-платежей, проведенных посредством интернета и мобильного телефона, составила 82,5% от общего объема.

Рынок e-commerce превысит 3 трлн тенге к 2024 году 871272 - Kapital.kz

Распространение в стране технологий безналичных платежей несет экономический эффект для всех участников. Ориентировочная выгода коммерческих предприятий, услугодателей и потребителей за счет такой формы оплаты составит порядка 7 млрд долларов в год. Этот показатель рассчитан не при полном отказе жителей от наличных платежей, а при условии, когда все жители страны начнут использовать безналичные платежи так же активно, как используют безналичные средства 10% наиболее активных пользователей.

В частности, предприятия могут получить свыше 4,6 млрд долларов чистой выгоды, включая рост объемов продаж за счет расширения базы онлайн-клиентов. Потребители услуг могут сэкономить около 420 млн долларов за счет проведения банковских, розничных и транзитных операций. А органы государственного управления могут увеличить прямую выгоду до 1,9 млрд долларов, в том числе нарастить объем налоговых поступлений, ускорить экономический рост и сократить количество преступлений, связанных с наличными деньгами.

Что обеспечивает рост отечественного рынка e-commerce?

Среди факторов, спровоцированных пандемией и повлиявших на развитие e-commerce, следует отметить:

Приток новых покупателей. За период самоизоляции количество активных покупателей в интернете выросло на 600 тыс. - с 3,2 млн до 3,8 млн пользователей. Очевидно, часть из них начали делать покупки в интернете, поскольку лишились привычной возможности посещать офлайн-площадки. Какие-то из этих пользователей откажутся от приобретения товаров и услуг онлайн, как только прежний сценарий станет вновь доступным, однако большинство пользователей продолжат покупки в сети, оценив удобство и преимущества такого сервиса.

Удаленная занятость. В 2020 году около 70% работников перешли на дистанционный режим работы. В первой половине 2021 года порядка 20% сотрудников продолжили работать удаленно. При этом данный показатель будет увеличен в ближайшее время из-за нового индийского штамма коронавируса, так называемого дельта-варианта SARS-CoV-2, который в два раза интенсивнее по заболеваемости, чем COVID-19. Этот фактор будет дополнительно стимулировать развитие электронной торговли, так как из-за ограниченного функционирования офлайн площадок люди будут искать привычное многообразие товаров в интернет-магазинах.

Вынужденная изоляция. Часть населения продолжит заказывать товары в интернете с доставкой и после снятия ограничений, как наиболее безопасный способ потребления.

Что будет с e-commerce в ближайшем будущем?

Государство делает ставку на развитии рынка электронной коммерции, определяя его как один из драйверов экономики. После ускоренного роста в 2020 году дальнейшее развитие рынка стало невозможным без совершенствования мер государственного регулирования и улучшения инфраструктуры электронной коммерции как для внутренних продаж, так и для экспорта. В министерстве торговли и интеграции выделяют три ключевых инструмента развития e-commerce. Первый – стимулирование электронной торговли и обучение малого и среднего бизнеса. Второй – развитие службы доставки и логистических сервисов. Третий – развитие онлайн-трансграничной торговли.

Работа в данных направлениях ведется совместно с FinTech Hub МФЦА, Фондом развития предпринимательства «Даму» и международными организациями, такими как Mastercard, VISA, USAID. Уже достигнуты первые результаты такого сотрудничества. Например, с мая 2021 года казахстанским бизнесменам открыли доступ к торговле на интернет-площадках Amazon, Ozon и eBay. География этих площадок охватывает более 190 стран мира, то есть теперь предприниматели смогут торговать и за рубежом. Также для отечественных производителей с 2020 года доступен экспорт товаров через платформу Alibaba. Уже около 100 компаний заключили экспортные контракты на 45 млн долларов.

Прогноз: к 2024 году объем рынка электронной коммерции превысит 3 трлн тенге

Локдаун 2020 года привел к стремительному развитию и без того стабильно растущего рынка электронной коммерции, который в скором времени может опередить показатели офлайн-продаж.

Тем не менее темпы роста в 2021 году ожидаемо снизятся, так как часть потребителей возобновят покупки в традиционных магазинах. Однако показатели динамики останутся вполне значительными и в ближайшие три года очевидно ожидать трехкратного увеличения. То есть к 2024 году объем рынка может превысить 3 трлн тенге.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.