Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов рассказал о разработанном новом проекте государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы. Госпрограмма направлена на создание транспортной инфраструктуры, которая будет комфортной и доступной для населения, повысит мобильность, производительность труда и качество жизни, отметил министр на заседании правительства, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Общий объем финансирования новой госпрограммы до 2025 года составляет 6 трлн 598 млрд тенге, из которых: 58% (3,794,6 трлн тенге) – это средства республиканского бюджета (РБ); 11% (715,3 млрд тенге) – средства местных бюджетов; 26% (1 трлн 759 млрд тенге) – по механизму государственно-частного партнерства и частные инвестиции; 5% (329,6 млрд тенге) – собственные средства национальных и государственных компаний», - сказал министр.
В рамках развития автодорожной инфраструктуры планируется реконструкция 10 тыс. км и ремонт 11 тыс. км республиканской сети дорог, ремонт 27 тыс. км местной сети дорог. В железнодорожной отрасли планируется модернизация участка Достык - Мойынты за счет средств республиканского бюджета и электрификация участка Мойынты - Актогай за счет ГЧП. Для целей развития малых воздушных линий планируется строительство 16 аэродромов за счет средств местных исполнительных органов.
«Для развития водного транспорта планируется приобретение 48 единиц судов, в том числе 6 торгового флота, и проведение капитального ремонта шлюзов. Для приведения к национальному стандарту в сфере автомобильного транспорта планируется строительство и модернизация около 133 автостанций, автовокзалов и пунктов обслуживания пассажиров», - рассказал он.
Реализация новой госпрограммы «Нұрлы жол» позволит: создать 551 тыс. рабочих мест, в том числе 48,5 тыс. постоянных и 502,2 тыс. временных; увеличить производительность труда на 20% к уровню 2019 года с 8,7 до 10,4 млн тенге на человека (тг/чел); увеличить доходы от транзита на 61%, с 2,4 до 4,2 млрд долларов в год.
«По Индексу эффективности логистики (ИЭЛ – LogisticsPerformanceIndex (LPI)) планируем подняться на 38-е место, индекс оценивается каждые 2 года, по итогам 2018 года мы заняли 71-е место. По показателю «Инфраструктура» Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК ВЭФ) ставим цель занять не ниже 49-го места, оценивается ежегодно, по итогам 2019 года РК занял 67-е место», - рассказал министр.
Основными показателями новой Госпрограммы «Нурлы жол» являются: доведение 100% автодорог республиканского значения и 95% дорог областного и районного значения в хорошее и удовлетворительное состояние; рост самоокупаемых платных автодорог с 0,7 тыс. (11%) до 11,7 тыс. км (45%); рост железнодорожного транзита на 49% (с 18 до 26,9 млн тонн); рост контейнерного железнодорожного транзита с 825 тыс. до 1,661 млн двадцатифутового эквивалента (ДФЭ); рост перевозки пассажиров на 35%, с 8,1 до 11 млн человек в год, в том числе транзитных в 2,2 раза, с 1 до 2,2 млн человек; увеличение парка воздушных судов на 64 самолета; обеспечение автодорог объектами дорожного сервиса, соответствующих Национальному стандарту с 58% до 100%.
По данным главы МИИР, в госпрограмме «Нұрлы жол» в период с 2020 по 2025 год большая часть инвестиций, 3,9 трлн тенге (60%), приходится на автодорожную отрасль. По республиканской сети планируется охватить реконструкцией 10 тыс. км дорог, из них 3,8 тыс. км переходящие участки (Караганды – Балхаш – Капшагай, Талдыкорган – Оскемен, Актобе – Атырау – Астрахань, Калбатау – Майкапшагай, Ушарал – Достык, Мерке – Буралбайтал и др.), завершение которых предусмотрено в 2020-2021 годы, и 6,2 тыс. км новых дорог (Кызылорда – Жезказган – Караганды, Жезказган – Петропавловск, Караганды – Аягоз и др.).
«Предусмотрен ремонт 11 тыс. км дорог. Также планируется введение платности еще на 11 тыс. км, что позволит в 2025 году перейти полностью на самоокупаемость содержания всей республиканской сети. Для усиления контроля за сохранностью автодорог от тяжеловесного транспорта будет устроено 112 единиц автоматизированных станций измерения.
Полностью приведены к национальному стандарту 1822 объекта придорожного сервиса, дополнительно будут установлены 305 единиц санитарно-гигиенических узлов», - отметил он.
Будет продолжена работа по развитию местной сети автодорог. Планируется охватить всеми видами работ 27 тыс. км автодорог с ежегодным финансированием не менее 200 млрд тенге. Данные меры позволят улучшить состояние 95% местной сети.
Будет модернизирован участок Достык – Мойынты. Эти меры позволят создать условия для увеличение транзитного грузопотока «Китай – страны Европы». Общий объем инвестиций составит 878,9 млрд тенге.