Казахстан стабильно улучшает свои позиции и по-прежнему входит в 25 % стран по текущему уровню благополучия граждан. Также Казахстан в числе 50% стран с коэффициентом выше среднего в преобразовании валового национального дохода в благополучие. Показатели Казахстана сопоставимы со средними показателями топ-30 стран-лидеров (в нее входят страны Западной Европы, Сингапур, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада) по критериям экономической стабильности, занятости и сглаживания разницы в доходах. За последние 10 лет стране удалось добиться наиболее значимого прогресса в поддержании экономической стабильности и развитии инфраструктуры. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе Boston Consulting Group (BCG).
Опубликован отчет BCG под названием Striking a Balance Between Well-Being and Growth: The 2018 Sustainable Economic Development Assessment («Взаимосвязь между благополучием населения и экономическим ростом: оценка устойчивого экономического развития 2018»). По данным отчета, Казахстан находится в 2-м квартиле по текущему уровню благополучия населения, при этом продолжая оставаться в группе «Высокие и растущие» (good and improving). Коэффициент преобразования валового национального дохода (ВНД) в благополучие улучшился с 1,14 в 2017 году до 1,15 в 2018-м, что демонстрирует позитивную динамику. Это означает, что благополучие страны растет быстрее, чем прирастает уровень ее ВНД.
Казахстан находится среди 50% наиболее успешных стран по преобразованию роста ВНД в рост благополучия
По общему уровню благополучия (в статике) Казахстан находится во втором квартиле с общим баллом 57,66, однако выше среднего в преобразовании ВНД в благополучие с коэффициентом 1,15. Значение больше единицы указывает на то, что уровень благополучия в Казахстане превышает соответствующий ему уровень ВНД. Более того, на протяжении последних трех лет в Казахстане наблюдается положительная динамика изменений этих показателей.
Общие показатели и коэффициенты SEDA
Методика SEDA позволяет рассмотреть относительную позицию страны в сравнении с референтными группами. Позиции Казахстана были сопоставлены с Топ-30 стран с наиболее высокими текущими показателями SEDA — странами Западной Европы, Сингапуром, Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией, США и Канадой.
В сравнении со странами-лидерами текущие позиции Казахстана несколько ниже, за исключением показателей экономической стабильности и занятости. Однако несмотря на это, Казахстан демонстрирует более высокий прогресс в изменении этих параметров.
Ключевые выводы:
Сравнение с группой стран-лидеров (топ-30 стран):
• ВВП на душу населения Казахстана (ППС, долл. США) значительно ниже медианного значения Топ-30 стран (-18 баллов), что объясняет разницу в текущем уровне по параметру доходов. В то же время динамика роста ВВП Казахстана превосходит динамику роста в группе лидеров.
• По уровню экономической стабильности, определяемой тремя индикаторами -- инфляцией, коэффициентом отклонения волатильности инфляции, волатильностью роста ВВП, — Казахстан несколько превосходит группу лидеров, кроме этого, наблюдается положительная динамика изменений этого параметра.
• Аналогичная ситуация по параметру занятости — сопоставимые текущие позиции и более значительный прогресс изменений в уровне безработицы в Казахстане и уровне занятости (население в возрасте от 15 до 64 лет, %).
• Разница в текущем уровне параметра инфраструктуры довольно значима, однако Казахстан показывает значительный прогресс в изменении данного параметра в сравнении с лидирующими странами. Развитие инфраструктуры определяется семью индикаторами: качеством дорожной сети, доступом к питьевой воде, числом пользователей Интернета и другими.
• По параметру равенства доходов, определяемому коэффициентом Джини, Казахстан не только несколько превосходит показатели группы лидеров, но и продолжает показывать положительную динамику изменений.
• Казахстану необходимо продолжать большую трансформационную работу в областях здравоохранения, образования, управления и защиты окружающей среды.
Сравнение с остальными странами мира (151 страна, медианное значение):
• Казахстан демонстрирует более высокие показатели, чем остальные страны мира, практически по всем ключевым макропараметрам, за исключением управления и окружающей среды (Рис. 4).
«Главная особенность SEDA заключается в том, что методология позволяет дать и количественную, и качественную оценку развития, и как раз на основе качественных параметров возможно формулировать стратегию развития страны, — комментирует Сергей Перапечка, партнер и управляющий директор BCG, глава экспертной практики по работе с государственным сектором в России и СНГ. — В данной оценке Казахстан исторически занимает относительно высокие позиции среди более чем 150 стран и стабильно улучшает свои показатели».
Главная цель при формировании SEDA -разработка инструмента диагностики и сравнительного анализа, который обеспечил бы широкий обзор социально-экономической ситуации в стране и предоставил правительствам ценные выводы для разработки стратегий развития. Именно поэтому оценка уровня благополучия важна для Казахстана.
В ходе Астанинского экономического форума, прошедшего в 2017 году, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил вынести на международную повестку вопрос о выработке новых методов расчета показателей, измеряющих богатство стран и благосостояние их граждан, поскольку повсеместно используемый индикатор ВВП имеет ряд существенных изъянов. Видение президента было отражено в Стратегическом плане развития страны до 2025 года. Стратегическая цель Республики Казахстан к 2025 году — добиться качественного и устойчивого роста экономики, ведущего к повышению уровня жизни населения. Так, наряду с достижением стабильно высоких темпов роста ВВП Казахстана Стратегический план Казахстана 2025 ставит задачи каче¬ственного прорыва. Для измерения прогресса и достижения цели предусмотрены ключевые национальные индикаторы: рост благосостояния, качественный рост экономики и качество жизни населения, которое определяется по семи критериям: здоровье, образование, доходы, занятость, зеленая экономика, уровень регионального развития и качество социальных институтов.
«Компания BCG всегда подчеркивала в общении со своими клиентами в корпоративном мире: максимизация краткосрочной прибыли и выручки не обязательно создает максимальную стоимость бизнеса в долгосрочной перспективе. Аналогичная закономерность справедлива и для государственного сектора: нацеленность на увеличение ВВП (то есть на рост экономики) не всегда приводит к росту благополучия граждан в будущем» — отмечает Сергей Перапечка.
Результаты исследования BCG предлагают альтернативу общепринятому мнению о том, что странам приходится выбирать между мерами, стимулирующими рост экономики, и политикой, направленной на повышение благополучия населения. Исследование, проведенное на базе разработанной BCG оценки устойчивого экономического развития (Sustainable Economic Development Assessment — SEDA) — инструмента для комплексной диагностики относительного благополучия в разных странах — выявило положительную корреляцию между благополучием населения и экономическим ростом: улучшение в одной области стимулирует прогресс в другой.
«BCG давно призывает руководителей всех стран ориентировать государственную политику и стратегию развития на рост благополучия населения, — отмечает Жоау Хротко, партнер BCG и один из авторов отчета. — Тем не менее, существует распространенное убеждение, что политика, направленная на повышение благосостояния, может привести к снижению темпов роста ВВП. Как показал наш анализ, государству не обязательно жертвовать одним ради другого. В действительности, подход, подразумевающий баланс между благополучием и ростом, полезен не только в обычных условиях, но и во время кризисов, когда государствам приходится бороться с искушением обеспечить экономический рост за счет благополучия своих граждан».
Устранение препятствий на пути к прогрессу
Исследование BCG выделяет десять областей — макропараметров (или «измерений»), необходимых для опережающего роста по сравнению с сопоставимыми странами, а также различия в значимости каждого измерения в зависимости от уровня развития страны.
• В странах с низким начальным уровнем благополучия образование, инфраструктура и система управления больше всего способствуют его увеличению.
• В странах с высоким уровнем благополучия его темпы роста зависят от занятости и образования населения.
Безусловно, единого рецепта развития не существует: специфика каждой страны требует индивидуальных политических решений. Однако результаты исследования помогают политикам осознать важную истину: если не уделять должного внимания областям, отличающимся высоким уровнем развития в странах-лидерах по уровню благосостояния, они могут превратиться в препятствия на пути к прогрессу.
Повышение благополучия во всем мире
В исследовании за 2018 год также оценивается общая динамика абсолютного мирового благополучия на основе анализа 40 показателей, входящих в индекс SEDA. У нас есть все причины для оптимизма.
«Последние десять лет в мире наблюдается общий рост благополучия, — отмечает Энрике Руэда-Сабатер, старший советник BCG и один из авторов отчета. — Это определенно является поводом для оптимизма, особенно потому, что в этот период случился крупный финансовый кризис, ставший причиной экономического спада во многих странах»
В частности, период с 2007 по 2016 год был отмечен значительными улучшениями в области образования, равномерного распределения доходов и развития инфраструктуры. Несмотря на менее обнадеживающие тенденции в области государственного управления и охраны окружающей среды, большинство стран продемонстрировало общее улучшение по большей части показателей SEDA.
Динамика стран за десятилетний период
В этом году оценка с помощью инструмента SEDA учитывает результаты стран за десятилетний период. Основные выводы отчета:
• Некоторые страны добились впечатляющего прогресса. Так, например, Вьетнам существенно повысил показатель SEDA за счет улучшений в области экономической стабильности, образования, государственного управления и инфраструктуры, что позволило ему подняться на 20 строк в рейтинге SEDA, насчитывающем 152 страны. При этом Китай поднялся сразу на 25 позиций, преимущественно за счет улучшений в сфере образования и инфраструктуры.
• Ряд стран, включая Йемен, Грецию, Египет и Иорданию, напротив, потерял несколько позиций в рейтинге. Больше всего снизился рейтинг Венесуэлы, показавшей низкие результаты по таким параметрам, как экономическая стабильность, образование, здравоохранение и государственное управление.
• Рейтинг SEDA по-прежнему возглавляют европейские государства; отчасти это объясняется высоким уровнем доходов населения и целенаправленной поддержкой социального прогресса и государственного управления. 71% стран в первом квартиле рейтинга SEDA составляют страны Европы; Норвегия, Швейцария, Исландия, Люксембург и Дания вошли в пятерку лидеров. Единственной неевропейской страной в первой десятке стал Сингапур.
О методике SEDA
SEDA — методика анализа фактических данных, предназначенная для оценки благополучия по десяти параметрам, включая здравоохранение, образование и развитие инфраструктуры. Методика SEDA используется для сравнительной оценки 152 стран с точки зрения их текущего уровня благосостояния и его изменения с течением времени. Помимо этого, она позволяет оценить, насколько эффективно странам удается превращать валовой национальный доход в благополучие населения независимо от уровня его заработков.
BCG — международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса. Нашими партнерами являются организации из частного, государственного и некоммерческого сектора во всех регионах мира. Вместе мы работаем над тем, чтобы выявить наилучшие возможности создания стоимости, найти оптимальные решения важнейших проблем и преобразовать бизнес. Наш подход индивидуален и сочетает глубокий анализ динамики развития компаний и рынков и тесное сотрудничество на всех уровнях компании клиента. Такой подход обеспечивает нашим клиентам устойчивое конкурентное преимущество, эффективность организации и долгосрочные результаты. Созданная в 1963 году, сегодня компания BCG имеет глобальную сеть из более 90 офисов в 50 странах.
В России BCG работает с 1990 года, офис в Москве был открыт в 1994 году. В Казахстане BCG работает с 2005 года, офис в Астане открылся в 2016 году. В Узбекистане BCG начала свою деятельность в 2017 году. Компания BCG сотрудничает с крупнейшими организациями во всех отраслях экономики.