Обеспечить прозрачность деятельности государственных фондов. С таким обращением к премьер-министру выступила депутат фракции «Ак жол» Екатерина Никитинская на пленарном заседании парламента, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В последнее время в стране взят курс на социальное обеспечение населения через учреждаемые государством фонды, такие как ЕНПФ и Фонд социального медицинского страхования. Их инвестиционная деятельность осуществляется на основе договора доверительного управления с Национальным банком. Однако анализ складывающейся практики на примере ЕНПФ говорит о том, что их активы используются не самым лучшим образом», — отметила депутат Екатерина Никитинская.
По ее данным, согласно примечанию к финансовому отчету ЕНПФ на начало 2015 года, портфель государственных ценных бумаг, выпущенных минфином и акиматом города Алматы составил 1,9 трлн тенге со средней процентной ставкой 6,8%. На конец 2015 года портфель госбумаг вырос до 2,3 трлн тенге, при этом средняя процентная ставка упала до 5,3%.
«За 2015 год ценные бумаги государственных компаний и холдингов в портфеле ЕНПФ увеличились на 201 млрд тенге. При этом средняя ставка на ценные бумаги государственных компаний и холдингов практически не изменилась, и в кризисный 2015 год государственные компании получали пенсионные деньги под 6,7% годовых. Согласно информации по инвестиционному управлению пенсионными активами на сайте ЕНПФ, доходность пенсионных активов, распределенная на счета вкладчиков в 2015 году составила 15,65%. Однако ни один из финансовых инструментов в портфеле пенсионных активов не имел средневзвешенной доходности выше 10,66%. Очевидно, что прирост активов в виде 15,65% имел чисто спекулятивный характер», — рассказала она.
Как продолжила Екатерина Никитинская, прибыль по управлению пенсионными активами по итогам 2015 года составила 761 млрд тенге, из которых 452 млрд тенге — доход от операций с иностранной валютой в результате девальвации тенге. Тем не менее, помимо комиссии за управление пенсионными активами в размере 3,1 млрд тенге, фонд выплатил Национальному банку комиссию в размере 16,2 млрд тенге.
«В 2016 году, по данным аналитиков, управление пенсионными активами обеспечило доходность в размере 7,95% при инфляции 8,5%, что дает отрицательное значение, то есть, прямой убыток. Тем не менее, управляющим компаниям было оплачено вознаграждение в сумме 3,6 млрд тенге, банкам кастодианам выплатили более 2,2 млрд тенге, еще 13,6 млрд тенге потрачено на административные расходы самого ЕНПФ. Все это дополняется токсичными активами в инвестиционном портфеле ЕНПФ. При этом долги по дефолтным бумагам возвращаются очень медленно, а основные суммы по проблемным облигациям просто списываются», — пояснила она.
При этом, как подчеркнула депутат, «решения по управлению народными средствами принимаются по непонятным общественности принципам, когда собственники накоплений просто ставятся перед фактом того, насколько бездарно и безответственно кто-то распоряжается их кровными накоплениями».
«Самое тревожное в том, что со стороны Нацбанка и руководства ЕНПФ не следует никаких заявлений об изменении инвестиционной политики. На этом фоне можно ожидать аналогичные проблемы со средствами фонда социального медицинского страхования. В целом, появляются основания предполагать риски использования активов таких фондов для затыкания бюджетных дыр, а также для извлечения личной прибыли недобросовестными должностными лицами. Очевидно, что происходящие сегодня процессы могут привести не просто к подрыву, а полной утрате доверия населения к деятельности таких структур», — заявила она.
Екатерина Никитинская озвучила ряд предложений, способных повысить прозрачность деятельности государственных фондов и Нацбанка.
«В этой связи считаем необходимым: законодательно установить утверждение инвестиционных программ и обязательной отчетности ЕНПФ и ФСМС в качестве специального раздела в рамках утверждения республиканского бюджета и отчета правительства и Национального банка об его исполнении; ввести персональную материальную ответственность руководства фондов и банка за целевое и эффективное использование их активов; обеспечить размещение в текущем режиме на сайтах фондов информацию о структуре инвестиционного портфеля и планируемой доходности выбранных инструментов в краткосрочной и среднесрочной перспективе в доступном для населения формате; установить публичные понятные критерии отбора конкретных коммерческих банков и объемов средств фонда для размещения на депозитах этих банков и приобретения их ценных бумаг; обеспечить публичный характер принятия таких решений для общества», — перечислила она.