USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96989.50$
-90.000

Заявление Нацбанка о экономической политике на 2015 год

Приоритетное направление - повышение роли нацвалюты в экономике

Share
Share
Share
Tweet
Share
Заявление Нацбанка о экономической политике на 2015 год- Kapital.kz

В 2014 году наблюдалось ухудшение внешних факторов для развития экономики Казахстана.

Произошло общее замедление экономического роста в мире и рост геополитической нестабильности в связи с событиями вокруг Украины. Ввод взаимных санкций между Россией и странами Европейского союза (далее – ЕС) с США привели к падению темпов роста в России и дестабилизации макроэкономической ситуации. 

На фоне укрепления темпов роста валового внутреннего продукта (далее – ВВП) США, сворачивания третьей программы федеральной резервной системы по количественному смягчению происходит укрепление доллара США и повышение процентных ставок.

В результате указанных факторов, а также на фоне роста добычи сланцевой нефти в США произошло снижение мировой цены на нефть марки Brent со 115 долл./баррель в конце июня 2014 года до 63 долл./баррель на 22 декабря 2014 года (на 45,2%).

На этом фоне экономика Казахстана выросла на 4,2% за 11 месяцев 2014 года. 

За январь-октябрь 2014 года внешнеторговый оборот Республики Казахстан сократился на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Экспорт товаров сократился на 4,9% из-за падения мировых цен на нефть и основные металлы, сокращения физических объемов экспорта нефти, угля, ферросплавов, меди и алюминия. Импорт товаров сократился на 14,5% за счет сокращения импорта машин и оборудования, химической продукции и продовольственных товаров.

Данные внешнеэкономические тенденции несут риски для экономики Казахстана в 2015 году.

В этих условиях экономическая политика в 2015 году будет направлена на нивелирование последствий внешних факторов для обеспечения социально-экономической стабильности в стране.

Главными целями политики Правительства Республики Казахстан (далее – Правительство) и Национального Банка Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) будут сохранение макроэкономической и финансовой стабильности, а также обеспечение экономического роста и повышение конкурентоспособности казахстанской экономики.

Основные направления экономической политики в 2015 году:

1) проведение контрциклической экономической политики через реализацию Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» на 2015 – 2019 годы, повышение конкурентоспособности казахстанской экономики и поддержку малого и среднего бизнеса;

2) сохранение макроэкономической стабильности;

3) обеспечение финансовой стабильности через укрепление финансовой системы и оздоровление банковского сектора.

1. Контрциклическая экономическая политика

Политика Правительства и Национального Банка будет направлена на достижение целевых параметров реального экономического роста на 2015 год на уровне 4-5%.

Для поддержки экономического роста и занятости в 2014– 2015 годы в феврале 2014 года по инициативе Главы государства выделен 1 трлн. тенге из Национального фонда Республики Казахстан. 

В рамках этих средств, второй транш в размере 500 млрд. тенге в 2015 году будет направлен на дополнительное льготное кредитование субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства и оздоровление банковского сектора. Кроме того, будет профинансировано строительство объектов инфраструктуры свободных экономических зон и «ЭКСПО-2017». 

Для обеспечения устойчивого роста экономики и поддержки занятости будет реализовываться новая экономическая политика «Нұрлы Жол», на реализацию которой из Национального фонда Республики Казахстан выделено по 3 миллиарда долларов ежегодно на период с 2015 по 2017 годы. 

Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» на 2015 - 2019 годы предусматривает развитие инфраструктуры по 7 основным направлениям. Это развитие транспортно-логистической, энергетической и индустриальной инфраструктур. Кроме того, будут осуществлены модернизация жилищно-коммунального хозяйства, сетей водо- и теплоснабжения, строительство школ и жилья, а также поддержка малого и среднего бизнеса.
Совместно с международными финансовыми организациями будет начата реализация проектов в сфере малого и среднего бизнеса (далее – МСБ), модернизации жилищно-коммунального хозяйства, строительства дорог, развития электроэнергетики, возобновляемых источников энергии, а также институциональных реформ на сумму 13,5 млрд. долл. США, из которых 9 млрд. долл. США будут профинансированы за счет международных финансовых организаций.

Новая экономическая политика будет направлена на продолжение структурных реформ в нашей экономике. Это повышение конкурентоспособности и производительности в секторах экономики, улучшение структуры экономики путем развития транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктур, малого и среднего бизнеса.

Инвестиции в эти сферы создадут наибольший мультипликативный эффект для роста экономики и занятости и сформируют основу для будущего устойчивого роста. 

В целях поддержки положительного внешнеторгового сальдо будет обеспечиваться поддержка казахстанского экспорта.

Будут разработаны механизмы торгового и экспортного финансирования по ставкам не выше ставок, применяемых для экспортеров в ЕС (2-3% в иностранной валюте).

Политика дальнейшей индустриализации экономики страны будет проводиться в рамках второй пятилетки индустриально-инновационного развития, направленной на развитие обрабатывающей промышленности в определенных приоритетных секторах с учетом региональной специфики. 

Для дальнейшей поддержки деловой активности в стране из Национального фонда Республики Казахстан в 2015 и 2016 годах будет выделено по 100 млрд. тенге ежегодно. Данные средства будут направлены на кредитование субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, с использованием существующих программ межбанковского кредитования АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» и АО «Банк Развития Казахстана», из них 100 млрд. тенге на финансирование МСБ и 100 млрд. тенге на финансирование крупного предпринимательства.

В целях снижения долговой нагрузки по долларовым займам и недопущения сворачивания деловой активности МСБ будет продолжено осуществление кредитования МСБ в национальной валюте путем ускорения привлечения займов из международных финансовых институтов.

В целях стимулирования роста инвестиционных расходов бизнес-сектора будет продолжена поддержка роста кредитования малого и среднего бизнеса в рамках Дорожной карты бизнеса 2020, расширения лизинговых операций, финансирования проектов ГПИИР-2, финансовая поддержка агропромышленного комплекса в рамках Программы «Агробизнес 2020».

Для обеспечения занятости будут приниматься меры в рамках Дорожной карты занятости 2020.

2. Макроэкономическая стабильность будет обеспечена за счет скоординированной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и сдерживания уровня инфляции в планируемом коридоре 6–8%. 

В денежно-кредитной политике будет создана основа для перехода к инфляционному таргетированию в среднесрочном периоде. Инфляционное таргетирование позволит повысить реальную доходность сбережений в тенге и снизить инфляционные ожидания.

Регулирование денежной массы будет осуществляться в корреляции с инфляцией. 

Валютная политика будет направлена на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики.

При этом не будут допускаться резкие колебания обменного курса тенге. Будут приняты меры по ограничению спекуляций на валютном рынке. В 2015 году Национальным Банком совместно с Правительством будут внесены изменения в законодательство в части повышения требований к деятельности обменных пунктов на рынке наличной иностранной валюты.

Будет продолжена политика по поддержанию на адекватном уровне международных резервов Национального Банка, в том числе через недопущение снижения объемов золото-валютных резервов Национального Банка ниже 3-х месячного объема импорта товаров и услуг.

Налогово-бюджетная политика будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджета в соответствии с Концепцией новой бюджетной политики. Налоговая политика будет направлена на повышение инвестиционной привлекательности экономики и стимулирование роста обрабатывающих производств. При этом роста налоговой нагрузки на предприятия не предусматривается. 

Основными подходами формирования бюджетной политики являются определение расходов бюджета в пределах фискальных ограничений по дефициту, поэтапный рост государственных обязательств, недопущение замещения инвестиций частного сектора бюджетными инвестициями.

В целях снижения нагрузки на республиканский бюджет для финансирования инфраструктурных проектов на условиях софинансирования будут привлекаться внешние займы международных финансовых организаций и использоваться механизмы государственно-частного партнерства.

3. Финансовая стабильность будет поддерживаться комплексом мер регулирования, направленных на минимизацию негативных последствий, вызванных возможными глобальными дисбалансами в мировой экономике, а также на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы. Реализация комплекса мер по обеспечению финансовой стабильности будет проводиться в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года.

Основными приоритетными направлениями политики регулирования финансовой системы в 2015 году станут:
1) повышение роли национальной валюты в экономике;
2) стимулирование роста тенговой ликвидности банков для дальнейшего увеличения кредитования экономики;
3) оздоровление банковского сектора.

1. В целях повышения роли национальной валюты в экономике будут приняты следующие меры:
1) в целях стимулирования сбережений в тенге будет увеличена гарантируемая вкладчикам сумма выплаты АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» по депозитам в тенге с 5 млн. тенге до 10 млн. тенге с увеличением его капитализации;
2) будет снижен максимальный размер рекомендуемой ставки вознаграждения по гарантируемым депозитам населения в долларах с 4% до 3% годовых;
3) будет введен запрет на установку цен на товары и услуги в условных единицах. 

2. В целях стимулирования роста тенговой ликвидности банков для дальнейшего увеличения кредитования экономики будут приняты следующие меры:
1) будет рассмотрена возможность временного снижения отдельных норм пруденциального регулирования в случае необходимости;
2) для недопущения дефицита ликвидности в коммерческих банках им будет предоставляться тенговая ликвидность;

3. В целях оздоровления банковского сектора будут приняты следующие меры:
1) будет продолжена работа по снижению уровня проблемных активов банков. Будет дополнительно увеличен уставный капитал АО «Фонд проблемных кредитов» на 250 млрд. тенге, продолжена работа по повышению эффективности его сотрудничества с банками. 

Также приоритетными направлениями станут совершенствование других механизмов работы с проблемными активами, в том числе по деятельности организаций по управлению неработающими активами, вопросов налогообложения (налогового администрирования);

2) в области регуляторной политики будут поэтапно вводиться новые стандарты достаточности капитала банков «Базель III».

При этом в целях плавного и безболезненного перехода на новые стандарты на первом этапе банкам будут установлены более мягкие требования в части нормативов достаточности капитала, компонентов капитала. Национальный Банк будет осуществлять мониторинг выполнения банками новых нормативов достаточности капитала с учетом складывающейся экономической ситуации.

В целом, экономическая политика в 2015 году будет направлена на смягчение последствий негативных внешних факторов, укрепление устойчивости социально-экономической ситуации в стране. Будут решаться задачи по оздоровлению финансового сектора, сохранению макроэкономической стабильности и повышению конкурентоспособности казахстанской экономики через диверсификацию экономики.

Данные меры будут носить сбалансированный характер, чтобы сохранить достигнутые позитивные результаты макроэкономического развития страны и обеспечить дальнейший устойчивый рост экономики.

В случае ухудшения ситуации на внешних рынках, Правительство и Национальный Банк примут дополнительные меры по сохранению социально-экономической стабильности в стране.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.