USD
439.40₸
EUR
473.54₸
RUB
4.76₸
BRENT
82.78$
-0.020
BTC
60995.20$
+104.000

Перспективы создания специальных экономических зон на территории аэропортов

Свое мнение по этому вопросу высказал исполнительный директор Qazaqstan Institute of Social Studies Азиз Искаков

Share
Share
Share
Tweet
Share
Перспективы создания специальных экономических зон на территории аэропортов- Kapital.kz

Специальные экономические зоны в казахстанских аэропортах способны стать драйверами развития грузовых и пассажирских авиаперевозок. Об этом и роли специальных экономических и индустриальных зон корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал исполнительный директор Qazaqstan Institute of Social Studies Азиз Искаков.

Перспективы создания специальных экономических зон на территории аэропортов 2587701 - Kapital.kz

- Недавно было заявлено о создании ряда новых специальных экономических зон на территории аэропортов крупных городов. Что из себя в целом представляют такие площадки и для чего они нужны?

- Как правило, специальные экономические зоны – это территория, на которой действует специальный правовой режим и которая обеспечена инженерной и транспортной инфраструктурой, предоставляет готовые или почти готовые площадки для создания новых производств.

Под специальным правовым режимом подразумевается юрисдикция, в рамках которой компании-резиденты специальных экономических зон получают налоговые, таможенные и иные преференции и льготы в сравнении с теми условиями, по которым бы они работали.

Такие инструменты используются в первую очередь для стимулирования экспорта и привлечения иностранных инвестиций в приоритетные для нашей страны виды деятельности, а также для внедрения новых технологий и повышения конкурентоспособности экономики в целом.

Сегодня в Казахстане функционируют 14 специальных экономических и 35 индустриальных зон, часть из которых являются частными.

Индустриальные же зоны предоставляют только обеспеченные инфраструктурой площадки для развертывания производственных мощностей, их резиденты не могут претендовать на налоговые и иные преференции и послабления.

Индустриальные зоны традиционно создаются для комплексного развития промышленности и выстраивания единых производственных цепочек в рамках профильных кластеров.

- Могут ли такие площадки быть и частными?

- Специальные экономические зоны не могут быть частными в рамках действующего законодательства.

Индустриальные зоны же делятся на государственные и частные, при этом государственные подразделяются на региональные и республиканские, в зависимости от источника финансирования их создания и развития. Частные индустриальные зоны финансируются за счет средств частных компаний, а также их привлеченных и заемных средств.

В настоящее время в Казахстане функционируют шесть частных индустриальных зон – «Qaz Carbon» (Караганда), Индустриально-логистический центр «Damu» (Алматинская область), «Standard» (Шымкент), Агро-индустриальная зона «Тепличный рай» (Шымкент), «Dostyk Gate» (Алматы) и «Коянды» (Астана).

В то же время и индустриальные, и специальные экономические зоны могут управляться как частной, так и государственной компанией, в зависимости от принятого регионом решения – выбор управляющей компании закрепляется соответствующим решением местных исполнительных органов.

Вопрос о том, зачем бизнесу создавать свои индустриальные зоны – в целом довольно прост – перед любой достаточно крупной компанией встает вопрос о локализации и концентрации мощностей для снижения производственных, логистических и операционных издержек.

- Что представляет собой управляющая компания? Что входит в ее функции?

- Управляющая компания специальной экономической или индустриальной зоны – это компания, ответственная за обеспечение функционирования данной зоны, обслуживание ее инфраструктуры и комплексное развитие в целом.

Если все упростить, то ее работа сводится к двум функциям – привлечение и удержание резидентов, а также обеспечение текущих и перспективных потребностей резидентов в инженерной и транспортной инфраструктуре.

Иными словами, тут нет принципиальных отличий с управляющей компанией, осуществляющей управление и обслуживание бизнес-центром, спортивными сооружениями или многофункциональными комплексами.

Кто именно будет нести роль управляющей компании в специальных экономических и индустриальных зонах республиканского уровня определяет правительство. По региональным индустриальным зонам решение принимают местные исполнительные органы.

Согласно сложившейся на сегодняшний день практике, управляющими компаниями выступают региональные социально-предпринимательские корпорации или специально созданные компании, зачастую являющиеся дочерними структурами этих корпораций.

Несмотря на наличие законодательных норм, предусматривающих возможность определения частного (или даже иностранного) юридического лица в качестве управляющей компании специальной экономической или индустриальной зоны, ни одна из них не передана в управление частной стороне. Частные компании управляют только частными индустриальными зонами.

В контексте создания новых специальных экономических зон на территории аэропортов, предполагаю, что управлять ими могут совместные компании, создаваемые авиаперевозчиками и аэропортом, либо непосредственно аэропорт, так как территория такой зоны будет все еще являться частью единого имущественного и логистического комплекса аэропорта.

- Насколько инициатива по созданию СЭЗ перспективна и насколько обоснован выбор именно озвученных аэропортов?

- Министром транспорта было озвучено, что рассматриваются аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента, Актау, Актобе и Караганды – крупные логистические узлы, на аэропорты этих городов приходится существенная доля грузооборота.

Практика создания специальных экономических зон в аэропортах широко применяется во многих странах мира, и конкретные преференции для ее резидентов варьируются от кейса к кейсу.

Принимая во внимание обозначенный министром фокус на привлечение грузопотоков, можно предположить, что рассматривается возможность создания специальных налоговых режимов непосредственно для аэропортов, авиакомпаний-резидентов и их сервисных контрагентов.

Такие меры стимулирования в будущем позволят снизить стоимость услуг для конечных потребителей логистических услуг за счет налоговых и иных преференций, а также уменьшить стоимость обновления инфраструктуры аэропортов, в том числе за счет таможенных преференций. Скажется ли это на стоимости пассажирских авиаперевозок или только на грузовых перевозках – вопрос открытый.

В целом создание новых площадок для стимулирования деловой активности - это всегда позитивные изменения, если стоимость их создания и обслуживания не превышает генерируемую ими ценность. Также наряду с этим накопленная разными стейкхолдерами экспертиза в скором времени способна привести к сокращению участия государства в этой сфере и передаче функций управляющих компаний частным компаниям.

Специальные экономические и индустриальные зоны – это инструмент обеспечения конкурентоспособности казахстанской экономики в борьбе как за иностранные, так и за отечественные инвестиции.

«Перед правительством стоит ряд широких задач по повышению их эффективности и прозрачности, оперативности принятия и реализации решений по их развитию, реализация которых поможет обеспечить достойную жизнь для наших сограждан» – резюмировал Азиз Искаков.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.