USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96989.50$
-90.000

Валерий Дзеник: Лучше закрыть производство, чем предлагать некачественную плитку

По словам соучредителя завода, прежде чем соглашаться на такой бизнес-проект, стоит узнать несколько нюансов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Валерий Дзеник: Лучше закрыть производство, чем предлагать некачественную плитку- Kapital.kz

Переработка автошин и производство резиновой плитки в Казахстане на сегодня несут как социальную, так и бизнес-миссию. В первом случае завод обеспечивает утилизацию шин, избавляя город и окрестности от несанкционированных свалок. Во втором – позволяет развивать и расширять рынок переработки сырья, совершенствуя технологии. Правда, по словам одного из соучредителей завода по переработке изношенных шин и производству резиновой крошки TALAN Technology Валерия Дзеника, прежде чем соглашаться на данный бизнес-проект, стоит знать несколько нюансов. Например, что все текущие доходы завода всего лишь покрывают текущие расходы, сбор сырья и сбыт продукции – это отдельные и немалые статьи затрат, а оборудование лучше заказывать у немецких производителей.

- Валерий Григорьевич, запуск завода по переработке автошин и выпуску резиновой плитки – это неординарный бизнес-проект. Во всяком случае, он не простой и технологически, и организационно. Как пришла сама идея запустить проект? Ведь есть и другие виды бизнеса, куда можно инвестировать, но с более понятными рисками.

- Я сразу отмечу, что предприятие по переработке шин – один из нескольких наших бизнес-проектов. Мы всегда пробовали свои силы в разных видах предпринимательства, и завод по переработке шин стал одним из таких экспериментов. Хотя спустя почти четыре года после запуска отмечу, что проект скорее социальный, чем бизнес в классическом понимании. На сегодня у нас, конечно, уже есть постоянные заказчики. Но мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем совершенствоваться.

- Кроме финансовых ресурсов, важно знать и технологические процессы переработки и производства. С вами кто-нибудь делился опытом?

- Когда нам предложили идею запустить завод по переработке резины в крошку и производство резиновой плитки, мы сначала поехали на костанайский завод, который уже работал к тому времени. Конечно, о нюансах процессов нам не рассказывали, но поделились опытом, как запускались переработка и производство. Далее стояла задача найти подходящее оборудование. Самый ближайший производитель находился в России, в городе Тольятти. Как нас уверяло управление завода, их оборудование обеспечивает общий объем выхода крошки от 500 до 700 килограмм в час. Но спустя время мы поняли, что это не соответствует действительности, а цифры из их презентации оказались сильно завышены. Чтобы обеспечить указанные объемы, приходилось работать в три смены. Кроме того, нигде не было указано, что ножи и другие запчасти требуют регулярной – один раз в три месяца – замены. Могу отметить, что это дорогое оборудование и запчасти к нему недешевые. Многое приходилось менять даже в процессе установки техники, что сильно повлияло на сроки запуска нашего проекта. Мы сделали вывод: приобрести оборудование еще не значит, что вопросы и проблемы с техническим обеспечением завода решены, и оно будет работать бесперебойно 5-10 лет. Как результат – каждый месяц в техническое обеспечение предприятия инвестируется около 5-10% от выручки. Если из строя выходят мотор или крупные блоки, то затраты на восстановление вырастают в разы. Если говорить в годовом выражении, то на обновление техники и обеспечение рабочего процесса уходит 30-40 млн тенге.

- Получается, изначально проблемы с оборудованием сильно скорректировали ваш бизнес-план и ожидаемые результаты?

- Да, мы не смогли сразу наладить тот темп производства, который был изначально запланирован в бизнес-плане и который был заявлен заводом –производителем оборудования. Линию по переработке мы запустили спустя год, после того, как решили начать бизнес. То есть это время у нас ушло на строительство, заказ, доставку и налаживание техники, подбор персонала, сбор перерабатываемого сырья и многое другое. Мы не выходили на запланированные цифры по переработке и выпуску продукции и серьезно отставали от нами же поставленных показателей. Варианты с другими производителями оборудования нам не подходили. Например, есть китайское оборудование, которое стоит около $100 тыс., но оно очень невысокого качества, а есть немецкие производители, но стоимость их продукции составляет около $500 тыс.

- Сколько потребовалось средств на техническое оснащение, автопарк, налаживание производственных процессов? 

- Затраты на все техническое оснащение,  автопарк и строительство самого завода составили около $300 тыс. При этом мы взяли кредит 200 млн тенге по государственной программе под 6% годовых и уже несколько лет выплачиваем его. Конечно, инвестировали и собственные средства, которые также маленькими не назовешь. Хорошей подмогой оказалось решение местных властей выделить в пригороде Актобе индустриальную зону под строительство завода. Земля уже была поделена на гектары, имела подъездные пути, подведенные коммуникации. Мы сначала взяли землю в аренду, а потом оформили рассрочку с правом выкупа, но по рыночной цене. Рассрочка оформлялась на 10 лет, и мы каждый месяц выплачиваем заем.

- Вы в самом начале упомянули, что проект скорее социальный, а не бизнес в чистом виде. Почему?

- Во-первых, потому что мы, спустя четыре года, не получаем прибыли. Все текущие доходы покрывают текущие расходы. Я уже не говорю о кредитах, которые мы будем выплачивать еще около 6 лет. К тому же есть собственные инвестиции учредителей, и вряд ли они смогут вернуть их раньше этого срока. Во-вторых, потому что мы очищаем город от отработанных автошин. И могу отметить, что такого мусора в месяц выходит 200 тонн. Бывает, что эта резина даже в степи валяется или в карьерах закопана. То есть компании, вместо того, чтобы привезти ее нам, избавляются от нее любым удобным для себя способом. На сегодня ситуация меняется, и люди начинают понимать ответственность и привозят резину к нам на завод. Кстати, со сбором резины на начальном этапе также были сложные ситуации. Шины в буквальном смысле валялись по всему городу, но никто не хотел их везти к нам напереработку. На законодательном уровне предусмотрена система штрафов для компаний, которые не обеспечивают утилизацию автошин, то есть не сдают их заводам, подобным нашему. Мы и сами собираем и привозим сырье для переработки из Атырау, Актау, Уральска, Актобе и других городов: отправляем две машины «газель» в город и собираем автошины по всему городу в местах их скопления или на свалках.

Валерий Дзеник: Лучше закрыть производство, чем предлагать некачественную плитку 219559 - Kapital.kz

- Тогда почему вы как бизнесмен решили взяться за этот практически социальный проект?

- Если бы нам сейчас предложили заняться этим бизнесом, а мы бы уже знали, в чем заключаются все нюансы и трудности, то мы бы отказались. То есть если бы мы пришли к проекту со всеми нашими знаниями и «шишками», которые уже набили, то вряд ли согласились бы на запуск завода по переработке шин и производству резиновых плит. Потому что есть альтернативный бизнес с инвестициями даже побольше, чем наш завод, но отдача от него намного выше. Поэтому мы можем утверждать, что завод по переработке автошин и производству резиновой плитки – это не прибыльный бизнес, а социальный проект.

- Насколько я понимаю, в переработке заинтересованы и местные власти, то есть государство?

- Государство нам сейчас помогает. Например, за каждый килограмм собранной резины и ее переработки в крошку нам возмещается часть транспортных и производственных расходов. Правда, чтобы получить это возмещение, нам приходится заполнять большую кипу бумаг и оформлять множество документов. Пришлось даже нанять отдельного бухгалтера, который занимается конкретно этими задачами. Но без этих субсидий мы бы не в ноль выходили, а в минус. Последние несколько лет мы сколько вкладываем в работу завода, столько и возвращаем. То есть пока возмещаются текущие затраты. Но о прибыли как таковой речи пока не идет. И деньги, которые вложены, мы еще не вернули и учредителям прибыль пока считать не приходится. При этом у нас шесть человек учредителей завода. Если все будет хорошо и с переработкой, и с производством резиновой плитки, то только в 2022 году мы полностью выплатим банку кредит. И думаю, с этого года у нас пойдут доходы от бизнеса. Но могу отметить, что они, в сравнении с нашими вложениями, копеечные. К тому же технологии совершенствуются, и инновации в производство подобное нашему активно внедряются. То есть вполне может случиться так, что придет компания с более совершенствованной технологией производства и обеспечит больший объем переработки и производства резиновой плитки.

- Заказчиков на продукцию вам местные власти помогают найти?

- Покупателей на готовую продукцию – резиновую плитку – мы ищем сами. При этом в каждой области страны работает завод по переработке резины. Но у нас есть положительные отзывы от компаний – заказчиков и пока нет ни одной жалобы на качество резиновой плитки. В Актобе акимат застелил ею «Парк здоровья», и я могу гордиться тем, что спустя три года плитка не деформировалась, не порвалась, не расползлась на крошку. Мы даем гарантию на 5 лет и следим за качеством как самой крошки, так и готовой продукции. Да, по себестоимости она выходит дороже, чем некоторые аналоги по Казахстану. Но здесь может случиться так, что скупой заплатит дважды. К нам приезжали заказчики, которые меняли резиновую плитку от других производителей через год после эксплуатации, потому что она быстро приходила в негодность. Отмечу, что мы используем горячее прессование. В отличие от холодного прессования, оно позволяет делать резиновую плитку качественной и стойкой ко всем погодным условиям. У нас изначально не было мысли выпускать некачественную продукцию. Лучше закрыть производство, чем предлагать заказчикам резиновую плитку, которую придется менять через год. Поэтому мы имеем долгосрочные отношения с компаниями и не заключаем одноразовые договоры. Правда, в самом Актобе плитку практически не реализуем. Наши заказчики в основном из Нур-Султана, Алматы, Павлодара. 

- Какие факторы на сегодня усложняют сбыт продукции, если учитывать, что в основном ваши заказчики – это компании из других городов?

- Казахстан слишком разбросан в плане расположения городов. Это для компаний, которые сильно зависят от доставки товара и стоимости транспортировки, заметно усложняет процессы логистики. Мы, например, везем фурой автошины из Атырау и оплачиваем за перевозку 300-400 тыс. тенге. Эти расстояния и цены сказываются на себестоимости и делают товар еще дороже. К тому же у нас и работу можно назвать сезонной. Зимой очень сложно, практически невозможно ни доставить шины, ни отправить готовую резиновую плитку.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.