Семейный
бизнес Марии Мариккызы и ее супруга Ильяса 8 лет назад начался с изготовления
обручального кольца. Сейчас ежемесячный объем производства шымкентской ювелирной
компании «Балауса» составляет десятки килограммов серебряных украшений. На
старте семейная пара вложила в бизнес всего 240 тыс. тенге, сейчас компания
оценивается в $1 млн, рассказала корреспонденту «Капитал.kz» директор компании Мария Мариккызы.
Сразу после свадьбы Мария и Ильяс решили
стать финансово независимыми от родителей и начали с того, что стали продавать серебряные
украшения, созданные в Таиланде и Украине. Однако супруг посчитал, что сам сможет
делать такие же и даже лучше. Правда, лишь спустя два года им удалось найти
ювелира, который согласился поделиться секретами мастерства. На эту идею
молодая семья рискнула потратить семейный бюджет в 240 тыс. тенге. За 4
мастер-класса он научил Ильяса делать обручальные кольца. На качестве сырья
начинающий ювелир не экономил, поэтому очень скоро зарекомендовал себя как
хороший мастер, и это стало приносить ему много заказов.
«Мы стали расти, начали закупать оборудование, на котором можно делать много украшений. Если в день Ильяс делал 4 обручальных кольца, то теперь мог по 100-120 штук. А после работы изучал технологию литья ювелирных украшений. Но он человек творческий, а я – практичный, поэтому я начала работать с клиентами, а супруг руководил производством», – рассказывает Мария.
Сейчас над созданием изделий для компании «Балауса» работают более 50 человек. Главный по дизайну всех украшений Ильяс. После того как на бумаге появляется идея сережек, колец, браслетов или ожерелий, картины переводятся в 3D-формат. Дальше идет печать на 3D- принтере. Затем снимается копия и делается пресс-форма, с которой и появятся копии украшений. После начинается этап литья, нанесение эмали, полировка, родирование. Между всеми этими процессами каждое колечко или сережка пройдут 5 стадий контроля качества.
«Я о процессе производства знаю почти все. Я и камни вставляла, и воск отливала, и полировала. Это я все умею, супруг учил. Ручной труд успокаивает, и ему мы отдаем предпочтение в нашем производстве, потому что это качество. Машинная обработка – это другое. Качества такого не будет», – говорит Мария.
Сейчас в день в цехах компании «Балауса» выпускают 150-200 единиц украшений. Обычно это около сотни сережек, полсотни колец. В день для отправки клиентам готовы около 2 кг серебряных изделий.
В «Балаусе» мастерски воплощают в серебре национальные мотивы на современный лад. Предприниматели считают, что рано им почивать на лаврах. Чтобы быть конкурентными, необходимо всегда оттачивать технику литья, увеличивать ассортимент, искать новые решения.
«Наша эмаль делается невыпуклой, этого сложно добиться в ювелирном деле. Обычно эмаль наносят в конце, а мы делаем это во время процесса, шкурим, заделываем поры, если они есть. Это все время, труд людей, но шикарный вид в итоге. Хотя прийти к этому было нелегко. Супруг 2 года тестировал: наносил и автокраску, и другую краску, в итоге нашли эмаль, которая и шкурится, и полируется», – рассказывает бизнес-леди.
Название у компании появилось в 2014 году. С тех пор, рассказывает предпринимательница, дела стали развиваться хорошо. Партнерами компании были магазины, а теперь супруги решили запустить собственную сеть. И сделали это. После двух магазинов в Шымкенте появился бутик в Алматы, а потом франшиза «Балауса».
У жительниц каждого города свои ювелирные предпочтения. Например, в Шымкенте любят массивные кольца и украшения, а в Нур-Султане спросом пользуются миниатюрные модели в европейском стиле.
«Балауса» не ограничивается только внутренним рынком, работает на экспорт. В 2018 году первые 5 кг украшений этого бренда отправились в Америку. Кольца, серьги и гарнитуры разлетелись на ура. Быстро была продана партия и в Европе.
«В Германию отправляли, в Британию, в Америку. Конечно, там рынок очень большой и высокая конкуренция. Наши украшения покупают не выходцы из Казахстана, а в основном иностранцы. Они говорят, что наши украшения уникальны, хотя это избалованные покупатели. Им нужно что-то новое, наши орнаменты им интересны», – говорит Мария.
«Балауса» готова к большим заказам, которые идут в первую очередь через Amazon. На данной площадке делают покупки 70% жителей Британии, поэтому Мария с супругом намерены там предлагать свою продукцию. Для этого уже пришлось проделать колоссальную работу – подвести под их международные стандарты, сделать штрихкоды и сертификаты.
«У нас очень много проектов в будущем. Например, хотим зайти на рынок золотых украшений, мы уже к этому готовы. Золотые изделия можно создавать на том же оборудовании, что и серебряные, но нужны деньги на покупку сырья. Мы закупаем сырье на Астанинском аффинажном заводе. Металл – это дорогое удовольствие, на него приходится 30% себестоимости украшений», – рассказывает Мария.
А вот все расходные материалы, сетует предпринимательница, приходится закупать извне. В Казахстане для их выпуска нет ни одного производства. На окупаемость семейный бизнес вышел тогда, когда началась продажа франшизы. Правда, до сих пор всю выручку супруги вкладывают в развитие производства.
«Казахювелир» в свое время покупал наши украшения. На самом деле, чтобы победить в конкурентной борьбе, нельзя стоять на месте, нужно всегда работать над совершенствованием техники, дизайна. Только так можно двигаться вперед», – резюмирует Мария.