Компания Change PR Kazakhstan при поддержке Национальной Ассоциации по связям с общественностью Республики Казахстан провела в апреле-мае этого года опрос среди PR-агентств Казахстана для изучения текущего состояния PR-рынка, а также получения прогнозов специалистов как по объему рынка, так и по его тенденциям и трендам. 23 агентствам была выслана электронная анкета, которую 8 компаний отказались заполнять по причине занятости.
Представителей агентств попросили ответить на следующие вопросы:
1. Каковы ожидания и прогнозы PR-агентств по развитию PR-рынка страны (направления PR-работы, PR-инструменты, тренинги и т. д.)?
2. Каковы ожидания и прогнозы PR-агентств по объему PR-рынка, спросу на PR-услуги?
3. Какие тренды развития будут доминировать на PR-рынке Казахстана?
При ответе на некоторые вопросы в электронном опроснике у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа.
В ходе исследования выяснилось, что 86% PR-агентств рассматривают Digital PR (CMM) в качестве самого актуального направления PR в 2019-2020 годах. 80% респондентов считают кризисные коммуникации вторым приоритетным направлением работы. На третьем месте, как считают 60% респондентов, будут связи со СМИ. 46% указали внутренние коммуникации и работу с инфлюенсерами, 33% - корпоративную социальную ответственность и контент-маркетинг, 26% - связи с инвесторами, 20% - управление мероприятиями, 13% назвали связи с правительством (Government Relations). Наименее актуальным направлением были названы связи с общественностью (6%).
По мнению специалистов, наиболее востребованными PR-инструментами станут инструменты digital PR и интернет-маркетинга, такие как публикации в социальных сетях, таргетированная реклама, контекстная реклама и т. д. С этим согласны 93% респондентов. 80% также считают, что работа с блогерами будет пользоваться спросом. На востребованность мероприятий для прессы указало 73% участников опроса. Что касается пресс-релизов и пресс-материалов, то 53% респондентов считают их эффективными инструментами в работе с представителями СМИ. Офлайновые инструменты, такие как наружная реклама и реклама на ТВ и радио, станут все менее актуальными в 2019 году, по мнению 47% участников опроса. Также во время коммуникационных кампаний не будут использованы инструменты внутренних коммуникаций (33% респондентов). Наименее эффективными станут BTL акции, которые были указаны 27% участников опроса.
В сегменте digital PR наиболее актуальным инструментом был назван SMM, по мнению 100% респондентов. Чуть менее актуальными станут таргетированная реклама (80%) и работа с инфлюенсерами (73%). Наименее актуальной будет реклама в приложениях, мессенджерах и онлайн-играх (47%). А наименее эффективными инструментами работы, по мнению пиарщиков, стали работа со СМИ, которая включает в себя рассылку пресс-релизов, проведение пресс-конференций, платное размещение и прямая реклама в СМИ.
Респонденты также отметили, что клиенты чаще всего заказывают у них комплексное продвижение (71%), работу в социальных сетях (71%), разработку и проведение PR-кампаний (64%), организацию мероприятий (64%) и услуги кризисных коммуникаций (57%).
Отвечая на вопрос об объеме казахстанского рынка PR-услуг в 2019-2020 годах, респонденты ожидают, что, скорее всего, он увеличится – 80% (объем увеличения в процентном соотношении был указан разным от 10% до 40%), 20% респондентов полагают, что он сократится. Мнения пиарщиков разделились также в оценке объема рынка в Казахстане (речь идет только о прибыли агентств, не включая платное размещение, расходы на третью сторону и т. д.). 13% считают, что он меньше 1 млн долларов, 6% думают, что он от 1 млн до 5 млн долларов, 14% считают, что объем рынка PR-услуг составляет от 5 млн до 10 млн долларов США. Остальные участники опроса полагают, что объем рынка колеблется в пределах от 10 млн до 30 млн долларов США.
В целом 54% респондентов считают, что ситуация в сфере PR улучшится или станет намного лучше, 26% полагают, что ничего не изменится, тогда как 20% считают, что она ухудшится.
34% опрошенных считают, что компании не сократят расходы на аутсорсинговые PR-услуги, 26% придерживаются мнения, что сокращение неизбежно. В то же время 40% затрудняются ответить на данный вопрос.
Респонденты также отметили основные вызовы, которые будут стоять перед PR-агентствами. Ограниченный бюджет, а также оказание эффективных PR-услуг будут наиболее актуальными вызовами (57%). Интересным оказался тот факт, что PR уже рассматривается не только как сфера для формирования имиджа и репутации компании, а также как инструмент для увеличения продаж. Повышение экспертного статуса компании (80%), повышение узнаваемости компании, бренда в СМИ (80%) и влияние на продажи (80%) были названы наиболее приоритетными задачами, стоящими перед PR-специалистами.
Сократятся ли позиции PR-специалистов в 2019 году? 80% участников опроса ответили, что сокращения не будет, тогда как 20% ожидают сокращения.
В рамках опроса был также задан вопрос о прогнозах тенденций на казахстанском рынке PR-услуг. Большинство специалистов полагают, что все больше будут востребованы инструменты digital PR, но наличие публикаций в СМИ все так же будут незаменимой частью оценки услуг коммуникаций. Также стоит отметить, что мнения большинства специалистов сходятся в том, что растет спрос на продвижение через лидеров мнений, на создание контента на казахском языке и на профессиональный антикризисный PR, а коммуникации будут более направлены на решение конкретных задач.
Подводя итог, можно сказать, что в 2019-2020 годах в казахстанской индустрии PR услуг все больше внимания будет уделяться «цифровизации» коммуникаций, объем рынка увеличится, но, скорее всего, незначительно, судя по неоднозначным ответам специалистов. PR-кампании, кризисные коммуникации, мероприятия, работа с инфлюенсерами и digital PR будут основными трендами.