Кто в Казахстане зарабатывает на виртуальной реальности?
АВТОР
ФОТОГРАФ

Владимир Третьяков

18.04.2018 • 14:11 1810

Кто в Казахстане зарабатывает на виртуальной реальности?

Иван Машненков рассказал о новом направлении в сфере развлечений

Мечтаете за секунды оказаться на горнолыжном курорте, полететь в открытый космос или обнаружить себя стоящим на другом конце света? Благодаря тому, что рынок развлечений не стоит на месте, это стало возможным. В Алматы открылся первый и пока единственный квест виртуальной реальности. Теперь оказаться в другой реальности вы можете не поднимаясь с кресла. А управление ею доступно в буквальном смысле на расстоянии протянутой руки.

Проходить виртуальный квест организаторы советуют компанией, в которой не менее четырех человек. Об инвестициях в новое направление бизнеса, окупаемости проекта и планах на будущее корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал один из основателей VRquest Иван Машненков.

Об идее

—  Чуть больше года назад, вместе с моим партнером Антоном Севергиным мы начали думать, что бы нового запустить в Казахстане и в индустрии развлечений, — делится Иван. — Так как раньше мы с ним работали в этой сфере, то знаем, как строить такой бизнес и развивать его в масштабе страны. Рассматривая тенденции 2017−2018 годов, мы заметили, что именно технологии виртуальной реальности очень хорошо развиваются в России. От соседей к нам переходят очень много трендов, так как мы соседние государства и экономика у нас схожа. В итоге решили отдать предпочтение виртуальным квестам. Начали изучать, какие есть предложение на этом рынке, какие квесты уже существуют, что они предлагают. Были франшизы, которые предлагали купить готовый бизнес и сделать все под ключ по их бизнес-модели. От этого варианта мы сразу отказались, решив развивать свою франшизу и масштабировать ее по Казахстану.

8fc1d4c260f9989329338e4e7df.JPG

Нулевая гравитация

— В традиционном квесте задача состоит в том, что участники должны выбраться из комнаты, решив головоломки, логические задачки, — добавляет Иван. — В среднем в него играют от 4 до 6 игроков. Они всегда привязаны к локации. Необходимо сделать застройку квеста, антураж, реквизиты. Эти застройки достаточно дорогостоящие. Разработать квест и написать сценарий игры — это одно, а воплотить в реальность его сложнее технически. Чтобы замки открывались вовремя, кнопочки нажимались. В виртуальном квесте мы даем возможность получить ощущения, которые в повседневной жизни получить невозможно. Например, полететь в космос и ощутить вариацию нулевой гравитации.

Поехали!

— Начали мы с того, что создали собственный бренд VRquest. Уже потом мы узнали, что подобный есть в России, о чем мы не знали. Мы не франшиза, хоть и названия компаний одинаковые. Обсудив идею с моим партнером, мы оставили лежать ее на полочке, дали ей время вызреть. К концу 2017 года пришли к тому, что уже нужно запускать. Долго решали, в каком направлении двигаться и где размещаться. Определились с местом, сделали ремонт и в течение месяца запустились. При этом пришлось максимально вложиться своим временем, силами, знаниями. Даже ремонт частично делали сами, чтобы ускорить процесс. Все оборудование закупали напрямую в Америке. Очки виртуальной реальности — это разработка компании Oculus. Сейчас она принадлежит Facebook. Они разработали Oculus Rift cv2, которые в принципе на порядок выше всех представленных на рынке аналогов. Это было самое топовое оборудование в конце 2017 года. Доставку ждали примерно две недели. По ходу закупали компьютеры, подходящие под эту технологию. Компьютеры должны быть очень мощными, с сильными видеокартами. Виртуальная реальность преображает картинку, и вы ее видите во всем объеме. Когда приобрели все оборудование, встал вопрос закупки игр. Проанализировали три компании в России, одну Америке. Американцы были готовы сделать локализацию под нас, то есть перевести на русский весь сценарий игры. Мы выбрали компанию, которая находится в Санкт-Петербурге. Сейчас они занимают достаточно большой объем рынка и продают свои квесты в Европу. Отклик об их играх достаточно хороший. Компания не только продает игры, но и поддерживает их. Первую игру, которую мы купили у них и запустили, — MineHorror. Игра позволяет вам решать головоломку, вернувшись в прошлое.

468d205546c36dbb71fc1237606.JPG

Инвестиции и реклама

 — Мы не экономили, приобретая все самое лучшее, — продолжает делиться секретами Иван. — Чтобы это оборудование прослужило 2−3 года. Игры всегда совершенствуются, пишутся новые. Они ресурсоемкие и для них необходимы мощные процессоры и компьютеры. Соответственно, мы вложили больше, чем требовалось для запуска проекта. В целом около 8 млн тенге. В эту сумму включены оборудование и ремонт. Без аренды и зарплаты сотрудников.

За четыре месяца мы протестировали много маркетинговых каналов. Вкладывали каждый месяц в рекламу 250−300 тысяч тенге. Это инстаграм, таргетированная реклама, «Фейсбук», статьи. Сейчас мы представлены практически на всех площадках, где есть развлечения. Также мы наладили связи с другими квестами и договорились отправлять друг другу клиентов с определенной скидкой. Сейчас у нас четыре таких стабильных партнера.

Чем виртуальный квест выгоднее обычного? Это новинка, и в экономическом плане она более дешевая со стороны застройки квеста, покупки сценария и игры. Сейчас у нас три игры, которые мы проводим на 40 м2. И это не предел. Мы можем докупить еще 5−6 игр и уже проводить 8 разных вариаций квестов. Тут нет ограничений. В обычном квесте для трех игр вам понадобится как минимум 200 квадратов. Традиционные квесты очень сильно привязаны к месту.

Точка окупаемости

— На стадии старта бизнеса всегда думаешь, пойдет или нет, тот ли это формат, примет ли аудитория, — добавляет собеседник. — Были различные разногласия с партнером. Но мы их все благополучно прошли. Сейчас выходим на точку окупаемости. В апреле мы планируем уже закрыться в плюс. Инвестиции до конца еще не отбили, но по истечении четырех месяцев уже начинаем зарабатывать с этого проекта. Мы рассчитали так, что для отбивки инвестиций полтора года — нормальный срок.

Мы запустились в конце декабря. Алматинцы хорошо восприняли эту идею. Особенно высоким спрос был в период зимних каникул. Даже выстраивались в очереди и записывались за несколько дней вперед. За две недели после открытия мы провели порядка 100 игровых сессий. Людям понравилось, и они начали рекомендовать друзьям. Это тоже положительно отразилось на продажах. Основная аудитория — это молодежь. Но возрастных ограничений нет. Есть локализация для разных языков. Внутри игры 8 игровых сессий, 8 логических квестов, которые можно пройти только в команде. Играть должны минимум два человека. За четыре месяца мы провели 250−260 игровых сессий. Но бум был именно декабрь-январь. Потом межсезонье, период затишья. Погода также играет роль. Самый благоприятный сезон в индустрии квестов — апрель и май. В целом за месяц проводим 75−80 игровых сессий.

e173278f238004c1611fbf4b1dd.JPG

Бизнес для ленивых

 — В бизнесе я с 2007 года, — продолжает Иван. — Начал с проектов, связанных с приобретением терминалов приема платежей, в период, когда они набирали популярность. Я начал тестировать эту нишу, привлек инвесторов. Мы поставили по городу восемь терминалов. Этот бизнес у меня существует с 2007 года и до текущего момента. Я называю его «ленивым бизнесом». Самое главное в нем — занять хорошие точки и заключить договоры на долгосрочный период. И терминал будет приносить вам прибыль. Кроме того, вместе с сестрой я занимаюсь поставкой специальной косметики для Barbershop. Сейчас это тренд. Из Казахстана мы поставляем косметику в Россию. В дальнейшем я открыл рестобар. Еще один проект — это реклама на кнопках вызова в лифтах. Этот бизнес мы развиваем по франшизе.

Планы на завтра

— В будущем планируем открыть в торговом центре полноценный виртуальный клуб с обширным вариантом игр, — резюмирует Иван. —  Также мы хотим развивать этот вид бизнеса в городах Казахстана. К нам обращались из Астаны, Шымкента и Караганды с предложением купить готовые бизнес-модели.Уже имея некоторый опыт, мы рекомендуем развивать такой вид бизнеса в коллаборации с торговыми центрами, кинотеатрами. Это нужно для минимизации расходов. В несезон этот квест можно убрать, положить на пару месяцев на склад. И клиенты будут знать, что через это время вы вернетесь. Но в то же время можно открывать целые виртуальные центры, как делают сейчас в России, можно встраивать в существующие компьютерные клубы и так далее. Виртуальные квесты становятся все более популярными, а значит у нашего бизнес-проекта есть будущее.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бизнес Алматы виртуальная реальность квест-румы квесты Казахстан

18.04.2018 • 14:11 1810

Поделиться
Кто в Казахстане зарабатывает на виртуальной реальности?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus