USD
488.11₸
-0.150
EUR
530.09₸
-0.450
RUB
5.01₸
-0.020
BRENT
72.94$
BTC
69382.30$
-3.500

Как построить уникальное для СНГ предприятие

Почему компания «Ордабасы құс» сделала ставку на Астану и как помогло Посольство США

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как построить уникальное для СНГ предприятие- Kapital.kz

Мурат Тагаев в птицеводстве уже 40 лет. Долгое время он, будучи фермером, разводил несушек и бройлеров в Южно-Казахстанской области. «Дело прибыльное и незатратное, однако легких путей мы не ищем», — смеется предприниматель, начиная рассказ о том, как десять лет назад решил уйти в новую нишу и основать первое в стране экспортно ориентированное предприятие по выращиванию индейки «Ордабасы құс». По его словам, индейка — птица очень капризная, но он считает, что просто необходимо было начать производство ценного диетического мяса для казахстанцев. С «Капитал.kz» бизнесмен поделился своими планами в этой, пока малоосвоенной, но перспективной отрасли казахстанского сельского хозяйства.

Почему индейка?

Десятки лет Мурат Тагаев изучал тенденции рынка мясной гастрономии, как местного, так и зарубежного. По мнению бизнесмена, потребность всего населения в мясе можно полностью обеспечить, развивая птицеводство.

Вот только птица птице рознь, считает фермер: «Свою страну мы обеспечиваем птицей лишь на 50%, остальную часть закупаем извне. При этом нельзя сравнивать по качеству бройлера, которого к нам завозят, с производимой здесь индейкой. Индейка — очень полезный продукт, и это давно поняли в развитых странах. Этот сорт мяса является вторым по популярности в мире после говядины. Он богат витаминами и в нем мало холестерина. И тогда я подумал, почему бы не производить такое мясо для наших сограждан?»

Каков спрос на индюшатину на внутреннем рынке?

На рынке компания уже восемь лет. Сейчас общая стоимость проекта с учетом увеличения мощностей составляет 5,5 млрд тенге. Осваивать внутренний рынок оказалось сложнее, чем выйти с готовой продукцией на российский, вспоминает Мурат Тагаев. Ставка была сделана на Астану. Стоит отметить, что масштабная интеграция южно-казахстанского продукта на рынок началась не с супермаркетов столицы, а с посольства США, работники которого делали предварительный заказ индейки на День благодарения. После этого, как выражается фермер, вкус качественной индюшатины распознали жители Алматы, Шымкента, а затем и потребители в остальных регионах.

«Восемь лет назад казахстанцы потребляли 500 тонн мяса индейки в год, сегодня — уже почти 5 тыс. тонн. У нас культура потребления другая, поэтому нам пришлось подстраиваться под местный менталитет. В ассортимент мы добавили казы и вяленое мясо, конечно же, из индейки. Всего у нас 80 наименований продукции. Можно сказать, что с пропагандой здорового питания вырос спрос на мясо индейки», — рассказывает Мурат Тагаев.

Прямых конкурентов нет

«Ордабасы құс» — фабрика с полным циклом производства. На территории в 202 гектара имеются свой комбикормовый завод, инкубаторий, зоны выращивания и подращивания, а также убойный цех и цех по производству готовой продукции, административный блок и пункт реализации товара. Расстояние между всеми этими объектами несколько километров — таковы требования биобезопасности, которую здесь чтят, как Конституцию. Сотрудники разных цехов и зон между собой не контактируют, вход в чужой рабочий сектор им заказан, а совещания проводятся посредством видеоконференции. Даже гостю на предприятии приходится пройти через душ и переодеться в спецформу, влоть до нижнего белья! Побывав, к примеру, на убойном цехе, войти в инкубаторий можно лишь спустя неделю, а потому обойти предприятие за один день невозможно. Эти требования международного стандарта распросраняются также на клиентов и дистрибьюторов, которые осматривают циклы производства перед подписанием договора на поставку товара.

«На постсоветском пространстве работают только два предприятия по производству мяса индейки — в Ростовской области в России и у нас в Южном Казахстане. Наш завод — симбиоз технологий и оборудования из 11 передовых стран», — хвалится Мурат Тагаев.

Яйца транспортируются из Канады, рацион для молодняка меняется каждые 10 дней. По мере взросления особей в птичнике понижается температура, при этом контакт с человеком в зоне выращивания исключается, также действует система изоляции от других птиц. Ежедневно на убой здесь отправляют 3500 голов, а в год производят до 10 тыс. тонн мяса.

«Выращивание индейки с другими птицами не сравнится. Она специфичная, во-первых, потому что генетика сложная, они не размножаются естественным путем, здесь применяется искусственное осеменение, а для этого мы сейчас обучаем кадры в Израиле и Канаде. Это дело затратное, но кто-то должен работать в этой сфере. Во-вторых, цена индейки дороже, чем у бройлера или несушки, примерно на 10−20%. Наверное, поэтому бизнесмены не торопятся осваивать эту нишу», — размышляет директор ТОО «Ордабасы құс».

Не пора ли кооперироваться?

Проектная мощность птицефабрики позволяет ей выступать якорным предприятием для создания кооператива — первого на территории Казахстана. Программу уже презентовали на уровне министерства сельского хозяйства. По мнению Мурата Тагаева, его детище готово ступить на новый уровень.

«Я думаю, рано или поздно мы к этому придем, — уверен предприниматель. — Сейчас в планах — собственное производство инкубационно-племенного яйца. Это будет очень рентабельно. 2 млн яиц хватит для производства 20 тыс. тонн мяса. Их также можно экспортировать в Россию, сейчас у них наблюдается нехватка этой продукции».

Экспансия на внешние рынки

Российские компании готовы закупать весь объем продукции южно-казахстанского предприятия, однако первоочередная цель компании, по словам бизнесмена, — насытить внутренний рынок, где спрос на индейку ежегодно только растет.

«В год казахстанцы потребляют 5 тыс. тонн этого диетического мяса, а семимиллионное население Израиля — 100 тыс. тонн, — делится исследованиями Мурат Тагаев. — Полностью обеспечивая казахстанцев мясом, 40% индейки мы отправляем в Россию и Кыргызстан. Сейчас налаживаем поставку в Узбекистан, работа в этом направлении ведется».

На сегодняшний день птицеферма ожидает третий этап развития в рамках «Карты индустриализации». К 2020 году фабрика увеличит производственную мощность до 20 тыс. тонн живого мяса в год. Этот проект финансируется из фонда АО «КазАгроФинанс», а его стоимость составляет 10,15 млрд тенге. В ходе реализации на предприятии будут созданы 200 новых рабочих мест.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.