Существует множество факторов, влияющих на здоровье бизнеса, однако одним из наиболее важных является эффективность руководителей. Пока компания небольшая и находится на этапе стартапа, предприниматель может собственноручно управлять всеми сотрудниками. Однако, когда бизнес масштабируется и команда растет, управлять сотрудниками становится всё сложнее. Постепенно в бизнесе начинает формироваться управленческая команда, считает основатель международной Школы системного бизнеса «Бизнес-Инкубатор» Кирилл Куницкий.
С одной стороны это может казаться очень удобным — нанял готового руководителя отдела, передал ему зону ответственности и спи спокойно. Однако в реальности всё намного сложнее.
Очень
часто наёмные руководители, даже имевшие профильный опыт работы, оказываются
недостаточно компетентными и подводят.
Причина этого — низкая культура ведения бизнеса. Руководителей никто не учит руководить. Человек может быть хорошим специалистом (маркетологом, логистом, финансистом), но при этом весьма слабым управленцем.
Часто происходит наследование неэффективности — управленец когда-то подсмотрел управленческие модели у своих бывших руководителей, которые были по-своему неэффективными, и принес их в вашу компанию. Если ничего не делать, то культура управления в компании может наполниться плохими управленческими привычками, привнесенными всем нанятым руководящим составом. А это приводит к глобальной просадке бизнеса.
Любой предприниматель, который хочет построить эффективную и динамичную компанию, должен позаботиться, чтобы его руководители были не только профессионалами в своей области, но и компетентными управленцами.
Как этого достичь? Руководителей нужно развивать внутри компании! А для этого необходимо позаботиться о создании внутренней системы развития руководителей.
Важной составляющей подобной системы является профиль компетенций руководителя. Это документ, включающий в себя знания и навыки, которыми должен владеть эффективный управленец. К ним относятся, например, такие:
- тестирование кандидатов при подборе персонала;
- вводное обучение сотрудников;
- управление мотивацией персонала;
- постановка целей и контроль их достижения;
- оценка и развитие сотрудников;
- проектное управление;
- разрешение конфликтов внутри коллектива;
- описание бизнес-процессов;
- организация эффективного взаимодействия своей команды с другими подразделениями компании;
- формирование корпоративной культуры;
Это только часть компетенций эффективного руководителя.
Приобретение руководителями данных навыков управления дает колоссальный толчок в развитии компании. Профиль компетенций — это только первый этап создания системы развития руководителей. Он показывает руководителю, какими навыками и он должен обладать. Далее важно построить непосредственно систему обучения. Важной составляющей такой системы является аттестация на выходе.
Прохождение подобной системы обучения дает первый шаг руководителю в его развитии, однако далее начинается кропотливый труд по прививанию полученных знаний и навыков.
Важным
фактором успешного обучения руководителей является наличие высокой культуры
управления у первого лица компании.
Если она отсутствует и собственник не владеет навыками эффективного управления людьми, то крайне сложно создать качественную культуру управления в коллективе. Всегда нужно начинать с себя.
В рамках Школы системного бизнеса «Бизнес-Конструктор» мы создали целый ряд учебных программ, которые помогают в короткий срок получить концентрат необходимых управленческих инструментов как собственникам бизнеса, так и топ-менеджерам.
С масштабированием бизнеса и увеличением команды, в организационной структуре должен появится HR-отдел, в функциональные обязанности которого также входит и развитие руководителей.
В небольших компаниях с задачей обучения руководителей может справиться сам
собственник или директор.
Однако это занимает много времени. Поэтому, мы в Школе
системного бизнеса «Бизнес-Конструктор» разработали специальную двухмесячную
программу «Топ-менеджер», которая нацелена на комплексное обучение управленцев.
По опыту могу сказать, что для качественного внедрения знаний и навыков
необходим длительный период времени.
А для тех, кто хочет получить концентрат знаний уже здесь и сейчас, мы подготовили однодневный практикум «Эффективный руководитель», на котором вы сможете получить:
- Готовые стандарты ежедневной работы руководителей.
- Простые принципы управления фокусом команды и ее мотивацией.
- Эффективные инструменты регулярного менеджмента.
- Секреты постановки и достижения краткосрочных и долгосрочный целей.
- Работающий алгоритм построения сильной корпоративной культуры.
- Полезные знакомства среди собственников бизнеса.
Независимо от того, будете вы получать эти знания вместе с нами или самостоятельно, помните о том, что от качества работы руководителей напрямую зависит здоровье вашей компании.
И, напоследок.
Значительную помощь в развитии руководителей может оказать литература. Поэтому рекомендую к прочтению каждому начинающему руководителю такие книги, как:
- Джим Коллинз «От хорошего к великому»;
- Ицхак Адизес «Идеальный руководитель»;
- Стивен Кови «Лидерство, основанное на принципах»;
- Дэвид Хэнна «Лидерство на все времена»;
- Тони Шей «Доставляя счастье».
Больше рекомендованной литературы в моем блоге www.kunitsky.com.
Вся
эффективность работы бизнеса крайне зависит от профессионального уровня
руководителей. Поддерживайте и развивайте его.
Кирилл Куницкий — основатель международной Школы системного бизнеса «Бизнес-Конструктор», эксперт в области систематизации бизнеса, эффективного управления и построения сильных команд. Автор и ведущий обучающих программ для собственников, топ-менеджеров, HR-менеджеров компаний. Спикер и модератор конференций.