На казахстанский рынок ГСМ присутствие «Башнефти» в качестве мелкооптового поставщика вряд ли окажет существенное влияние – учитывая небольшие объемы поставок (по плану – до 200 тыс. тонн в 2018 году), в то время как потребление на отечественном рынке, скорее всего, будет расти. Такого мнения придерживается нефтегазовый аналитик Камилла Манакова. Она поделилась с «Капитал.kz» мыслями по поводу изменения российским игроком формата работы в Казахстане.
О преимуществах и их противовесах
Российская нефтяная компания «Башнефть» (шестое место по объему добычи, четвертое – по объему первичной переработки на российском рынке) на этой неделе объявила о смене формата в Казахстане. Ранее компания работала здесь как крупнооптовый трейдер (в 2014 году поставила 0,5 млн тонн при объеме потребления на местном рынке 4,2 млн тонн). Теперь же нацелилась на мелкий опт и, более того, на сотрудничество с заправочными станциями под своим товарным знаком (переговоры с собственниками АЗС уже ведутся).
«Привлекательность казахстанского рынка для поставщиков российского бензина заключается в низких акцизах: 10,5 тыс. тенге за тонну в РК по сравнению с 7,4 тыс. рублей за тонну за бензин класса Евро-5 (то есть почти 40 тыс. тенге) и 12,3 тыс. рублей за тонну бензина прочих классов в РФ. Кроме того, при поставке российских нефтепродуктов в страны ТС не взимается таможенная пошлина», – поясняет Камилла Манакова.
В противовес этим плюсам, говорит она, действуют минусы – более высокая стоимость бензина на российском рынке по сравнению с предложением в Казахстане и транспортная составляющая в расходах при поставках в республику. Иллюстрируя второй пункт, эксперт приводит в пример тариф транспортировки с Омского НПЗ «Газпром нефти» – 2,8 тыс. рублей за экспортируемую тонну бензина.
Свободные цены ни при чем
Комментируя для «Капитал.kz» причины смены формата работы с крупного опта на мелкий, Роман Сёмин, директор компании «Башнефть-Азия», пояснил, что это связано с процессами, происходящими внутри компании. «Принята стратегия развития, согласно которой мелкооптовые продажи по бензинам должны к 2020 году составлять около 80%. Это цель, к которой двигаются все дочерние компании», – рассказал он.
Роман Сёмин (фото: Вячеслав Батурин)
Смысл в том, что мелким и средним АЗС удобнее приобретать нефтепродукты с нефтебазы, которая расположена вблизи сети, и тот объем, который нужен. «Предположим, у вас сеть АЗС, вам нужно 60 тонн – вы оплатили 60 тонн и забрали. Нужно еще – еще оплатили и забрали. А не так что сразу покупаете по импортному контракту большое количество и отвлекаете свои денежные ресурсы», – объясняет собеседник.
Отвечая на вопрос о том, не связан ли переход на мелкий опт в Казахстане с тем, что в республике отпустили розничные цены на бензин и дизтопливо в свободное плавание, Роман Сёмин сказал, что это просто совпадение.
Цель – тысяча АЗС
«В целом конечная цель «Башнефти», по-видимому, именно выход на розничный рынок в Казахстане», – комментирует Камилла Манакова.
Она приводит факты из истории компании. В 2010 году «Башнефть» начала реализацию джобберской программы, предполагающей долгосрочное сотрудничество с независимыми владельцами сетей АЗС. В результате развила региональную сбытовую сеть, повысила узнаваемость бренда и получила возможность последующего приобретения эффективных розничных сетей. В 2013 году «Башнефть» перешла от джобберской программы к программе франчайзинга, в рамках которой партнерские компании используют товарный знак «Башнефти».
На пресс-конференции, посвященной смене формата на казахстанском рынке, представители компании рассказали, что в России сейчас работает более 570 АЗС, через которые происходят розничные продажи компании, мелкооптовая торговля осуществляется примерно в 30 крупных городах.
«Как следует из стратегии развития компании (программы повышения эффективности Downstream, в частности), к 2020 году «Башнефть» планирует нарастить количество собственных АЗС до 1 тыс., то есть практически удвоить текущее количество, завершить программу ребрендинга и нарастить более маржинальные каналы реализации мелкого опта», – говорит Камилла Манакова.
Казахстанский рынок, поясняет она, удобен для компании с точки зрения многих факторов – налогового режима, географической близости, налаженной инфраструктуры, спроса на высококачественное топливо.
До Алматы, не дальше
В настоящее время «Башнефть» уже осуществляет реализацию с нефтебаз в Петропавловске и Костанае – 7 тыс. тонн в сентябре. Планы на октябрь – начать реализацию с нефтебаз в Астане, Алматы, Актобе. Далее – Караганда, Усть-Каменогорск и Темиртау. До конца 2016 года компания нацелилась продавать мелким оптом 10 тыс. тонн в месяц, в 2017 году общий годовой объем реализации должен составить 160 тыс. тонн.
То, что «Башнефть» начала с северных и северо-западных регионов, объясняется географическим расположением (НПЗ компании находится в Уфе). Говоря о том, намерена ли компания везти топливо в южные регионы, где потребление традиционно высоко, Роман Сёмин отметил, что надо смотреть, помимо объемов, на логистику. «По логистике максимум – это Алматы, везти топливо в Шымкент смысла нет. Тем более там свой завод (Шымкентский НПЗ, – прим. ред.)», – сказал спикер.
В Казахстане одной из проблем топливного рынка считалось большое количество посредников между производителями и конечными потребителями. «Мы стараемся заключать договоры непосредственно с конечными покупателями – мелкими АЗС, сельхозпроизводителями, промышленными предприятиями», – рассказал представитель компании. Он оценил казахстанское законодательство в этом вопросе как более продвинутое в сравнении с российским: в Казахстане законодательно закреплено количество посредников между производителем и конечным потребителем – не более двух, в России же их «может быть сколько угодно».
Экспортное движение
Преимуществом бензина «Башнефти» на казахстанском рынке является его качество, продолжает Камилла Манакова. Отечественные НПЗ пока не могут предложить казахстанским потребителям топливо стандарта Евро-5, а обращение на территории Казахстана топлива класса Евро-2 и Евро-3 техрегламентом Таможенного союза (ТС) разрешено до 2018 года.
«Стоит отметить, что приоритетное направление экспорта нефтепродуктов (более 95%) для «Башнефти» – это страны, не входящие в Таможенный союз», – говорит эксперт. Между тем, приводит она данные из отчета компании за 2015 год, экспортные поставки нефтепродуктов в страны ТС у этого игрока снижаются: 0,7 млн тонн в 2013 году, 0,6 млн тонн – в 2014 году и 0,4 млн тонн – в 2015 году.
«Таким образом, в отношении казахстанского рынка сбыта «Башнефть» планомерно движется от количества к качеству», – заключает аналитик.