Не доводить споры до суда и всегда быть готовыми к девальвации - основные принципы работы успешной компании, считает председатель правления компании «НСК» Тлек Альжанов. О ситуации на рынке и основных трендах развития он рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
- НСК работает ровно 20 лет. За это время в Казахстане менялось законодательство, было несколько девальваций, и весь мир переживает уже вторую волну экономического кризиса. Исходя из своего опыта, можете сказать, легко или сложно строить в Казахстане страховой бизнес?
- Страховой рынок развивался вместе с нашим государством, чем больше государство принимало правильных экономических законов, тем крепче становились участники рынка. С 1997 года было принято много законов по страхованию, я не могу точно сказать, сколько их было. Но надо отметить, что Казахстан был и остается лидером на постсоветском пространстве (я не считаю прибалтийские страны), лидером именно в принятии правильных законов в секторе страхования, в финансовом секторе. То есть наша компания и весь рынок напрямую зависим от того, насколько было своевременным внесение различных законодательных изменений. В этом плане регулятор и правительство страны работали хорошо. Мы считаем, что без государства, без его понимания страхования рынок бы так не развивался. В самом начале развития рынка объемы премии были совсем маленькие, все выводили деньги, первые премии, они стопроцентно «уходили». Сегодня есть достаточные нормы регулирования, рынок стал прозрачным, у большинства казахстанских страховых компаний растет капитализация, в этом году у нас только одна компания завершила год с убытком.
- То есть в стране принимаются «адекватные» законы?
- Во-первых, государство нам дает право участвовать в разработке законов. У нас есть Ассоциация страховщиков, у нас есть Ассоциация финансистов Казахстана, у нас есть НПП – все эти институты нам дают возможность вносить свои предложения.
- Вы предлагаете, а государство вас слышит?
- Конечно, слышит. Оно нас слышит, где-то, может, недопонимает. Но поймите, что собственники страховых компаний – это граждане Казахстана, финансово-промышленные группы, многие из них работали в правительстве, есть аффилированные институты, и мы все вместе доказываем свою точку зрения. В большинстве нас понимают. Есть международные институты, с которыми мы работаем, – Евразийская экономическая комиссия, Всемирный банк, Таможенный союз. Мы с ними тоже общаемся, мы смотрим, какое законодательство в России, сравниваем, что у них лучше, что у нас лучше.
- Наблюдая за тем, как развивается рынок – и мировой, и у соседей, вы можете назвать три тренда развития страхового рынка?
- Основной тренд – онлайн-полисы, весь мир переходит на это. На самом деле у нас технические возможности пока не позволяют в полной мере развивать это направление, у нас дорогой интернет. И он есть не везде. Если бы эту техническую часть решить, мы бы давно уже в режиме онлайн предоставляли бы услуги в каждой деревне. Основные тренды, это я думаю, новые IT-продукты. Вторым трендом будет обязательный вид как индексное страхование в агросекторе. Третий тренд – надо принимать закон о катастрофических рисках. Вы видите по всему миру происходят природные катаклизмы – наводнения, землетрясения. И у нас они происходят. Поэтому надо принимать соответствующий закон. Я так предполагаю, это будет основными трендами на ближайшие год-два.
- За 20 лет в экономике страны были разные периоды. Как вы пережили кризисы, девальвации? Какой опыт как компания вынесли? Что нужно делать, чтобы не обанкротиться, не закрыться?
- Не доводить дело до суда.
- С кем?
Хоть с кем. На самом деле я считаю, что главный девиз нашей работы – не доводить дело до суда. То есть все нужно урегулировать переговорами. Это основная форма работы в Казахстане. Не буду комментировать почему.
- А как быть готовыми к девальвациям?
- Управление активами должно быть. У нас нормальный закон, который предполагает, что мы можем готовиться к девальвации. Мы что делали? Размещали деньги не в тенге, а в валюте, мы диверсифицировали портфель страховых продуктов. Если у тебя один моторный вид – автоГПО, то это одно. А у нас масса – медицина, обязательное страхование от несчастных случаев, моторные виды. Это своего рода диверсификация рисков по продуктам, диверсификация рисков по управлению активами.
- Как вы будете дальше развивать свой бизнес?
- Мы диверсифицируем. Мы хотим создать компанию в Грузии, в Монголии. Мы создали свою компанию в Кыргызстане, мы это не афишируем, но компания есть, она работает и лидер кыргызского рынка.
- Спасибо за интересную беседу!