USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96978.70$
-100.800

Роксана Адильбекова: Если тебя не покупают, то не такой уж ты и крутой

О казахстанской фэшн-индустрии, женах состоятельных казахстанцев и масс-маркете

Share
Share
Share
Tweet
Share
Роксана Адильбекова: Если тебя не покупают, то не такой уж ты и крутой- Kapital.kz

Рассматривая новые коллекции дизайнеров, сложно представить себе весь процесс их создания – за кадром остаются тысячи набросков, изрезанные кусочки материала и бессонные ночи, проведенные в студии. Но в отличие от высокой моды дизайнеры уличной одежды не корпят над эскизами и не пришивают драгоценные камни к новому платью из своей коллекции. Street wear, или уличная мода, в Казахстане развивается спонтанно, стихийно, дышит жизнью и зачастую оказывается успешнее проектов «от кутюр». Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с дизайнером и основателем молодежного бренда «ОТТЕПЕЛЬ» Роксаной Адильбековой и выяснил, почему отечественным дизайнерам мешают барахолки и сколько стоит дизайнерская футболка от местных кутюр.

- Роксана, расскажите, как вы пришли в фэшн-индустрию?

- Это было, когда я еще училась на втором курсе в университете Parson the New School в Нью-Йорке по специальности Design Management. Во время учебы у меня была практика в департаменте по операциям Versace. Для меня это было нечто вроде забавы - я не ставила перед собой цель заработать или подстроиться под спрос. Мне было интересно привнести что-то новое, уникальное на местный рынок, добавить нашей стрит-культуре аутентичность. Как говорят американцы, just for fun (ради веселья. - Ред.).

- Веселились, значит…

- Да, я выпустила сто футболок с нанесением собственного принта и логотипа. Все произошло достаточно быстро: буквально за две минуты я нарисовала принты, а потом решила создать собственную коллекцию.

- Под брендом «Оттепель»? Почему не под собственным именем, ведь это очень популярно среди дизайнеров стран бывшего Союза?

- Мне нравятся такие исконно русские слова - они звучат очень певуче и красиво. Назвать бренд «Оттепель» меня вдохновил мой сборник стихов, который я выпустила раньше. Это слово у меня ассоциируется со свободой мышления.

- Кстати говоря, о творческой свободе и вдохновении, здесь очень большую роль играет окружение…

- Да, тогда и сейчас меня окружают фотографы, музыканты, скейтеры, в общем, люди творческих профессий. Мы находимся на такой дружественной волне, они поддерживают мои идеи. Плюс ко всему, когда ты делаешь что-то с любовью, то у тебя все получается. Вот и у меня так же. Людям стало нравиться то, что я делаю, мои знакомые, видя мои работы, стали говорить «хочу футболку, как у тебя, с таким принтом». Постепенно вокруг бренда сформировалась небольшая компания, которая и дала старт этому проекту.

- Ориентируетесь на их желания? Как вы чувствуете аудиторию? Вот создали вещь и понимаете: да, она будет пользоваться спросом, а вот эта - нет.

- Тут много разных факторов. Нужно, что называется, «нарабатывать» вкус, следить за тенденциями. Это элементарный мониторинг, он, кстати помогает тебе не повторяться. Но в то же время дизайнеру нужно самому диктовать тренды, создавать что-то свое.

- Сколько времени, а главное, средств уходит на то, чтобы сделать одну коллекцию?

- Если сравнивать мои вложения на фоне того, сколько сейчас инвестируют в свои проекты казахстанские дизайнеры, то можно сказать, что мой бренд оказался совсем незатратным. Я начала с 100 долларов. Это, по сути, совсем незначительно.

- А как же реклама и PR?

- В этом плане все оказалось еще легче. Я все делала сама или мне помогали друзья. Мы продвигали бренд через социальные сети, делали фотосессии, а моделями выступали опять же мои друзья.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей…

- Точно.

- Разу уж зашел разговор о футболках, расскажите, пожалуйста, о затратах на примере стоимости одной футболки?

- Скажу так: работа вместе с сырьем мне обходится в 4,5 тысячи тенге. Принт для нее может стоить от 1,5 тысячи до 4 тысяч тенге. На фэшн-рынке, как и везде: чем больше ты выпускаешь вещей, тем дешевле тебе они обходятся. Обычно я выпускаю от 200 до 500 футболок для коллекции.

- Сколько она в итоге стоит на прилавке?

- Наценка небольшая – цена для покупателя за одну футболку составляет 7-8 тысяч тенге. Сразу скажу, что я не трачу слишком много средств на свои коллекции. Это ведь уличный бренд, ориентированный на молодых людей.

- Где производите вещи, которые выставляете в магазине?

- Часть вещей я шью в Казахстане, часть - в Нью-Йорке. Например, бирки я делаю только в Штатах, потому что в Нью-Йорке работает огромный цех по пошиву одежды, где можно воплотить любые задумки. Этот цех принимает заказы со всего мира, в том числе и мои. Сейчас там шьют порядка 60% моих коллекций, остальное – в Казахстане.

- Почему большая часть приходится на заграницу?

- Будем откровенны, у нас все очень скучно в плане выбора. Например, если ты приходишь в ателье и говоришь, что мне нужно вот это, то тебя начинают ограничивать. Объясняют, что у них есть только определенные нитки со стандартным стежком. То же самое с принтом. Когда я только начинала, подходящих принтов в Казахстане не было, поэтому пришлось искать варианты за рубежом.

О рынке, дизайнерах и женах состоятельных казахстанцев

- Как вы могли бы оценить казахстанский фэшн-рынок?

- В Казахстане все находится в некой зачаточной стадии, в том числе и ниша стрит-фэшн. Я пока единственный дизайнер, который делает именно уличную одежду. Изначально я думала, что это хорошо, это ведь стратегия «голубого океана» (выведение компании из состояния конкурентного стресса и создание совершенно новой бизнес-модели на рынке, где практически отсутствует конкуренция. - Ред.), но потом стало понятно, что для казахстанского рынка она не работает. Тяжело развиваться на рынке, когда у тебя нет конкурентов. У нас нет какой-то определенной тусовки, где бы собирались молодые дизайнеры именно стрит-брендов, делились идеями между собой…

- Неужели все так печально?

- Ну почему же, есть и положительные моменты. Начиная с 2012 года казахстанская фэшн-индустрия сделала большой прорыв. За это время на ранке появилось очень много брендов, а среди дизайнеров – новые молодые кутюрье. Но больше всего лично меня радует, что у нас появился спрос – люди стали чаще покупать казахстанское. В этом, кстати, большую роль сыграло и появление Mercedez-Benz Fashion Week Almaty, благодаря которому на отечественных дизайнеров обратили внимание.

- Означает ли это, что наши дизайнеры стали коммерчески успешными?

- Тут можно разделить на две части. Есть молодые дизайнеры, который пытаются ориентироваться на спрос, придумывают коллекции, находят инвесторов для своих проектов. Есть и те, кто делает коллекции, так сказать, для души, не задумываясь о том, будет ли какой-то экономический результат. Не всегда, но к таким можно отнести молодых жен состоятельных бизнесменов. Вообще, я всегда голосую за качество. Неважно, сколько дизайнеров на рынке, важно, чтобы они делали свою работу качественно. Если бы у нас было несколько дизайнеров, которые бы были узнаваемы за границей, то тогда все было бы иначе…

- А у нас их нет?

- У нас есть Айнур Турисбек и Салта. Они очень успешны, выставляют свои коллекции за границей, так сказать, прорываются на зарубежный рынок. Думаю, если наши дизайнеры будут на слуху за границей, как, например, Геннадий Головкин в боксе, то тогда на казахстанский рынок обратят внимание, о нем заговорят.

- На кого рассчитана продукция отечественных дизайнеров? Есть ли ниша для людей со средним достатком, есть ниша премиум-класса?

- Говорить о сильной сегментации казахстанского фэшн-рынка не приходится, но некое разделение все же есть. Например, у нас есть бренды премиум-класса от кутюр, которые делают платья, расшитые драгоценными камнями. Такие бренды выставляют свои коллекции за несколько сотен тысяч долларов. Есть и бренды, которые больше ориентированы на средний класс. Но большого разнообразия пока нет. Если вы придете на ярмарку по типу pop up store (временный магазин, который открывается на короткий срок. - Ред.), то вы не увидите большого контраста среди дизайнеров и брендов.

- Расскажите, пожалуйста, о pop up store Almaty… помогает ли он нашим дизайнерам?

- Pop up store - это такой нехитрый способ заставить людей говорить о себе или устроить небольшую вечеринку в честь бренда. Люди на таких «всплывающих» магазинах могут узнать о новых марках или магазинах. У большинства наших дизайнеров нет своих монобутиков, поэтому для них это возможность побыть бутиком несколько дней. (Смеется.)

- Можете ли вы озвучить риски создания собственного бренда? На что в первую очередь стоит обратить внимание, если дизайнер решит зайти на фэшн-рынок?

- В любом бизнесе есть риски. У дизайнеров, наверное, самое страшное, если тебя не признают, потому что показатель успешности твоего бренда - это спрос. Если его не будет, то все твои труды тщетны. Каким бы ты прославленным дизайнером не был, если тебя не покупают, то не такой уж ты и крутой.

- Как вы думаете, есть ли возможность создать в Казахстане масс-маркет и нужен ли он?

- О масс-маркете в нашей стране и не может быть и речи. Во-первых, у нас население не так велико, чтобы делать что-то масштабное. Во-вторых, у нас нет собственного производства. Чтобы делать вещи для масс-маркета, нужно начинать с развития производства в стране. Но самый главный фактор, благодаря которому у нас нет масс-маркета, – это барахолки. Такие спонтанные базары настолько сильно сказываются на рынке, что местным компаниям нет смысла двигаться в этом направлении. Пока есть барахолки, пока к нам завозят относительно недорогую, вполне качественную одежду из того же Китая, то нашим дизайнерам нет смысла как-то осваивать этот рынок.

- Потому что не будет спроса?

- Да, но не только. Дело еще и в окупаемости, мы пока не можем тягаться с их низкими ценами на товары.

- Как, по-вашему, рынок будет развиваться дальше?

- Наш модный рынок стремительно развивается, и динамика пока только положительная. Я думаю, у нас появится больше возможностей производства и реализации идей, так как все больше отечественных дизайнеров стали выставляться за рубежом. Главное, участвовать, общаться и объединяться.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.