Жанель Бертаева: Кризис «совка» спасает fashion-индустрию РК
АВТОР

03.11.2015 • 08:03 6994

Жанель Бертаева: Кризис «совка» спасает fashion-индустрию РК

Как кризис отразился на модной индустрии

Кому в fashion-индустрии жить хорошо? Добавим: сейчас, в разгар кризиса. По логике вещей хорошо должно быть далеко не всем. В финансовое ненастье, как правило, не до гламурных шляпок, блузок или туник. Однако индустрия моды еще раз подтверждает – этих самых правил здесь как раз-таки нет. Не то чтобы бум на одежду Haute couture, но творить, создавать и наряжать казахстанцев отечественные дизайнеры не перестали. Что вдохновляет модельеров и действительно ли модницы делают выбор в пользу зрелищ в «нехлебные» годы? Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала генеральный директор Mercedes-Benz Fashion Week Almaty Жанель Бертаева.

- Жанель, небольшой соцопрос показал – отечественные дизайнеры не то что не опустили руки, они засучили рукава и, образно говоря, штампуют заказы. Неужели все так оптимистично и радужно в вашей сфере?

- Конечно нет. Наша отрасль, как и любая другая, переживает определенные трудности, связанные с кризисом. С ростом курса доллара покупательская способность упала, и, бесспорно, даже гиганты ритейла оказались в непростом положении. Но, несмотря на кризис, бренды продолжают открывать свои представительства в нашей стране. Во-первых, рынок еще не успел перенасытиться, а во-вторых, у нас все еще есть кризис «совка», когда мы хотим все, что новое. Вот это, пожалуй, позволяет оставаться на плаву.

Хотя, повторюсь, проблем немало. Последние события, связанные с ритейлерами в торговых центрах, – тому подтверждение. Главная проблема рынка на сегодняшний день – высокие арендные ставки, привязанные к доллару. Находясь в свободном плавании, американская валюта растет с каждым днем, тогда как покупательская способность, наоборот, падает. Я предполагаю, что подобная ситуация наконец заставит торговые центры прислушаться к мнению арендаторов. Только в одном Алматы ежегодно открывается по одному торговому центру, поэтому, чтобы хоть как-то выжить и заполнить арендные площади, им придется снижать арендные ставки. Это позволит местным дизайнерам расширить представленность в более проходимых местах города, а также увеличить количество покупателей.

- А как дела обстоят у самих дизайнеров? И, вообще, можем ли мы говорить, что в Казахстане эта самая fashion-индустрия действительно существует, или мы говорим о том, что хотим видеть, но не о том, что имеем?

- Однозначно можем. Модная индустрия в Казахстане на стадии развития, интерес публики к нашим брендам растет. Иностранные СМИ и байеры также заинтересованы в наших дизайнерах. Каждый год о них пишут Vogue Italia, Vogue Runway, Grazia, Marie Claire и другие. Если посмотреть на наших российских коллег, то получается, что мы повторяем их путь развития, но с замедлением в 2-3 года. Сейчас на нашем рынке более 100 дизайнеров. Чаще всего они инвестируют сами в себя или существуют благодаря инвесторам. Но сейчас можно уверенно сказать, что рынок готов к локальному продукту. Однако есть сильная конкуренция со стороны российских коллег и мировых марок, которую мы с казахстанскими дизайнерами пока выиграть не можем из-за ряда объективных причин: высокая себестоимость производства и низкая осведомленность о бренде.

- Об одном последствии долларовых скачков вы уже сказали. А как еще таргетирование повлияло на отрасль?

- Да, арендная плата сейчас фиксируется преимущественно в долларах, а также закуп сырья осуществляется за рубежом. Все это повлияло на ценообразование, а покупать по более высоким ценам не каждый может себе позволить. Хотя есть и позитивные новости: у нас пока нет таких прецедентов, когда из-за колебания курса с рынка ушли крупные игроки ритейла, как это происходит в соседней России. Что касается люксового сегмента, то практика показывает - он страдает меньше всего. Тяжелее всего приходится концепт-сторам, где как раз и представлено большинство отечественных дизайнеров. А это, как известно, достаточно узкий сегмент, который ориентирован строго на определенную категорию клиентов.

- Одна из причин, по которым отечественные дизайнеры не сильно востребованы, на мой взгляд, вы можете с этим не согласиться, - это дороговизна дизайнерской одежды. Как вы сами оцениваете уровень цен на модную продукцию и из чего складывается эта стоимость?

- Как мы уже обсудили, чаще всего цена складывается из ставки арендной платы, как правило, выраженной в долларах, а также из стоимости импортного сырья, которое используют дизайнеры. Таким образом, средняя цена на вечернее платье от казахстанского дизайнера начинается от 80 тысяч тенге и выше. Конечно, это не конкурентные цены для выхода на масс-маркет. Поэтому уже сейчас многие отечественные марки задумываются над открытием более доступных вторых линий.

- Получается, стоит только снизить арендные ставки и обеспечить дизайнеров сырьем, и можно ожидать снижения цен?

- Это только часть проблем. Одна из первых и основных - слабо развитая легкая промышленность, ткани и фурнитура закупаются за рубежом, дорогая логистика, нехватка профессиональных швей, конструкторов, отсюда идет удорожание изделий. У потребителей встает вопрос: для чего им приобретать дорогое казахстанское, когда за эту же сумму можно купить либо дорогую брендовую вещь, либо пойти в ту же Zara. Во-вторых, нужно понимать, что дизайнеры не так раскручены, как заграничные бренды у нас, им не хватает правильного PR. Учитывая реалии нашего рынка, мы сами сталкивались с тем, что грамотных пиарщиков в сфере моды у нас в стране пока нет. Сейчас как никогда актуально работать над популяризацией наших брендов, так как на волне «сделано в KZ» мы могли бы добиться хороших результатов.

- Казахстанцы уже привыкли к традиционным Неделям моды. Чем Mercedes-Benz Fashion Week отличается от KFW?

- На наш взгляд, Mercedes-Benz Fashion Week Almaty - это нечто большее, чем просто площадка для показов новых коллекций. Главной целью нашей работы является расширение осведомленности аудитории о коллекциях местных дизайнеров. Мы считаем, что мода не должна ограничиваться только подиумом и показом коллекций. Необходимо также развивать каналы сбыта. Кроме того, в рамках инициативы по поддержке местных дизайнеров MBFWA будет также содействовать участникам третьего сезона в выходе на европейский рынок. В настоящее время мы ведем переговоры с организаторами Миланской, Парижской и Лондонской недель моды. Мы уверены, что наши марки будут пользоваться хорошим спросом в шоу-румах международных Недель моды. Кроме того, в рамках Недели в Kazakhstan Fashion Institute выступит с воркшопом Дал Чодха (Dal Chodha), который работает консультантом таких брендов как Burberry, MARIOTESTINO, Kenzo и Paul Smith. Он расскажет о том, как правильно выстроить бизнес-процессы начинающим дизайнерам.

- А если говорить о профессии дизайнера как таковой – насколько она перспективна в нашей стране, на ваш взгляд?

- Перспектива есть всегда, а если, как я говорила ранее, будут проведены реформы и легкая промышленность даст плоды, когда ткани будут закупаться в Казахстане, когда на образование дизайнеров, швей, технологов и конструкторов будет выделяться финансирование и всяческая поддержка государства, тогда ценообразование одного изделия будет адекватным и по карману большей массе населения. Все это позволит значительно улучшить качество изделий, и у потребителей появится желание носить вещи с биркой made in KZ. К сожалению, сегодня есть категория дизайнеров, которые просто «балуются» и достаточно поверхностно относятся к этому ремеслу, не понимая, что за всем этим стоит понимание дизайна как бизнеса в целом. Сейчас не совсем то время, когда ты можешь получить достаточные объемы благодаря своим знакомствам. Дизайнерам нужно четко понимать, для кого будет полезен их продукт, смогут ли они вкладывать в него, начиная с производства и заканчивая пиаром, до тех пор пока не станут коммерчески успешными. На середине пути у большинства опускаются руки, качество ухудшается в разы, и соответственно портится имидж этой отрасли в целом.

- Спасибо за интересную беседу, успехов вам и участникам рынка!

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

дизайнеры Жанель Бертаева fashion-индустрия

03.11.2015 • 08:03 6994

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Жанель Бертаева: Кризис «совка» спасает fashion-индустрию РК
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика