Выбирая между продажей своих коллекций за границей и созданием собственного магазина в Казахстане, отечественному дизайнеру лучше смотреть за границу родины, считает автор проект Kazakhstan brand incubator program Аяжан Жаксыбай. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В рамках Недели моды в Милане в феврале этого года состоялась выставка White Milano.
Участие в ней пяти казахстанских брендов женской одежды Aika alemi, GK, Fariza sultan, Nailay, Zibroo design оказалось успешным. Все они получили заказы от европейских байеров, рассказала Аяжан Жаксыбай.
«Я считаю, что лучше быть дизайнером с зарубежными продажами. Внутренний рынок Казахстана слишком мал для того, чтобы встроить на нем успешный фэшн-бизнес», — считает Аяжан Жаксыбай.
Организаторы White Milano предоставили казахстанским дизайнерам 50%-ную скидку для участия в выставке. При полной стоимости билета в 5 тыс. евро для каждого участника они заплатили по 2,5 тыс. евро. За это цену модельер получил место в выставочном павильоне, рассказала Аяжан Жаксыбай. Кроме этого, она является креативным директором дома моды Aika alemi.
Затраты ее подопечных модельеров на рабочий сезон и участие в White Milano, начиная от пошива коллекций женской одежды и заканчивая оплатой работы миланских моделей, составили около 20 тыс. евро. Гарантий того, что дизайнер их покроет во время своего дебюта, нет.
«Байер видит модельера в первый раз, он с ним еще не знаком, не знает, как будет продаваться его одежда. Ему нужно присмотреться к нему. Возможно, во время второй или третьей встречи он что-то купит», — объяснила Аяжан Жаксыбай.
Абсолютной востребованностью в Европе пользуются универсальные вещи, которые можно надеть утром и вечером. Не нужно отшивать коллекции вечерней моды, там их никто не будет покупать, добавила модельер.
«В европейских странах женщины не ходят на тои. За рубежом они так не живут. Женщина отводит ребенка в школу и работает в офисе. Городской образ жизни диктует ей универсальность в одежде, которая должна быть простой и стильной», — объяснила она.
Проблема казахстанских дизайнеров в том, что они предпочитают продавать либо платья, либо шапаны, добавила она. У модельеров нет полных образов. Но коллекция — это не просто набор вещей, это «рассказанная история, когда верх и низ сочетаются, добавила Аяжан Жаксыбай.
В то, что молодой дизайнер может достичь успеха в отечественном фэшн-бизнесе, генеральный директор Zibroo design Елена Свечникова не верит. Ее бренду спортивной одежды Zibroo для национальных сборных команд, выступающих на Олимпийских играх и на чемпионатах мира, уже больше 20 лет. Модельерам-новичкам требуются большие оборотные средства для развития собственной линии одежды.
«У нас в стране нет собственного производства тканей и фурнитуры. А одна партия ткани это как минимум 800 кг. На это нужны большие деньги, и без спонсорской помощи не обойтись. У нас создано свое производство, есть команда технологов, дизайнеров — мы уже промышленники. А коллекция, которую мы повезли в Милан, на 90% уже была готова. Начинающему дизайнеру нужно коленки отбить, прежде чем отправиться на такую выставку», — сказала Елена Свечникова.
Затраты на участие в White Milano для нее пока не окупились. Поездка в один из центральных городов моды дала возможность дизайнеру заявить о себе, узнать о вкусах европейцев. Финансовая состоятельность — не единственная забота для начинающего дизайнера, добавила Елена Свечникова. Искусство производства одежды — это одна грань его работы, но есть другая — виртуозное умение продвигать свой бренд. Даже Елене с ее 20-летним дизайнерским опытом не хватает знаний в ритейле, призналась она.