В нынешних условиях государственно-частное партнерство становится реальной альтернативой реализации социально значимых проектов путем построения долгосрочного сотрудничества Правительства, регионов и бизнеса на взаимовыгодных условиях.
В настоящий момент на различных стадиях готовности находятся 102 проекта, из которых на республиканском уровне всего прорабатываются 8 проектов. Одним из актуальных проектов, планируемых к реализации уже в следующем году, является мост через Бухтарминское водохранилище Восточно-Казахстанской области.
На протяжении длительного времени для населения Курчумского, Кокпектинского, Катон-Карагайского и Зайсанского районов вопрос переправы стоит очень остро. В весенне-зимний период жители этих районов не имеют возможности переправы через водохранилище в областной центр, так как единственными инженерными сооружениями в этой части являются паромные переправы по водохранилищу.
Связь районов с «цивилизацией» в зимний период значительно упрощает ледовая переправа, эксплуатация которой зависит от погодных условий. При переправе людей и груза по льду имеется большой риск гибели как людей, так и груза, транспорта.
В зимний период, когда навигация закрыта, жители и перевозчики Курчумского района, чтобы доехать до областного центра, используют автомобильную дорогу в объезд через с.Улкен Нарын, увеличивая путь на 181 километр и время в пути на 3 часа, либо совершают опрометчивые попытки самостоятельной переправы через водохранилище, что нередко приводит к несчастным случаям.
При реализации проекта появится возможность переправы через Бухтарминское водохранилище в любое время года, сократится время в пути, а кроме того, обеспечится безопасность автотранспортного движения в зимнее время и сократятся случаи гибели людей.
Планируемый автомобильный мост будет 1 300 метров в длину, 13 метров в ширину и будет возведен на участке минимальной ширины Бухтарминского водохранилища, у села Куйган. На сегодняшний день ориентировочная стоимость проекта составляет 23,6 млрд. тенге.
Проект будет реализовываться по схеме концессии, при этом концессионер будет эксплуатировать только мост, а подъездные дороги к мосту останутся в ведении государства. Также проектом предполагается предоставление государственной поддержки концессионеру.
Напомним, что по Закону РК «О концессии», в рамках проектов концессии государство может предоставить поддержку в виде финансовых и нефинансовых мер:
1. поручительства государства по инфраструктурным облигациям в рамках договоров концессии;
2. государственных гарантий по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов;
3. передачи концессионеру исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих государству;
4. предоставления натурных грантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5. софинансирования концессионных проектов;
6. гарантии потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг), производимых в ходе реализации концессионного проекта.
Помимо возможных мер государственной поддержки, проектом предполагается взимание платы за проезд по мосту. Необходимо отметить, что на сегодняшний день стоимость проезда паромом или по автомобильной дороге в объезд достаточно высокая. Например, чтобы на автобусе добраться из Курчума до Усть-Каменогорска придется заплатить 1800 тенге с пассажира, а до Семея более 3000 тенге, при этом оплата за услуги частных извозчиков еще выше. Переправа паромом также обходится не дешево. Плата за легковой автомобиль составляет 2000 тенге, а проезд груженного КАМАЗа выходит в 8-10 раз дороже.
Несмотря на все недостатки, и объездная дорога, и паромная переправа пользуются высоким спросом. В 2014 году суммарный поток автомашин, использующих паромную переправу и автомобильную дорогу в объезд, составил около 664 единиц техники в сутки.
Реализация проекта принесет свои выгоды не только в местном масштабе, но и в масштабах всей страны. Проект будет способствовать росту показателей внутреннего и международного туризма путем расширения доступа туристов к зонам отдыха, прилегающим к Бухтарминскому водохранилищу. В том числе появится возможность развививать экологический туризм, лечебно-оздоровительный и медицинский, пляжный и даже сельский туризм.
Кроме того, на территории области сосредоточено 27% балансовых запасов свинца, 47,7% - цинка, 47,9% - меди от общереспубликанских
запасов. Согласно данным Восточно-Казахстанского Межрегионального департамента геологии и недропользования «Востказнедра» близлежащие районы к планируемому мостовому переходу (Зайсанский, Курчумский, Кокпектинский, Катон-Карагайский районы) богаты полезными ископаемыми, которые в настоящее время эксплуатируются различными компаниями.
Паромная переправа, функционирующая в теплое время года, не позволяет осуществлять перевозки в зимнее время. Также существуют определенные лимиты на перевозку с помощью паромов, связанные с физической вместимостью паромных переправ. Объездные пути до Усть-Каменогорска позволяют решить проблему с лимитированием отправляемой продукции, но при этом, значительно увеличивая денежные и временные затраты на транспортировку. Строительство моста позволит решить проблему транспортировки продукции в областной центр, а также способствует увеличению объемов поставки месторождений и увеличению объемов добычи в год.
Реализация проекта даст импульс развитию экономики прилегающих к Бухтарминскому водохранилищу районов, повысит конкурентоспособность отечественных производственных предприятий в результате снижения расходов на транспортировку и позволит снизить уровень безработицы, в особенности в период строительства, благодаря созданию новых рабочих мест.
Автор: Аналитик Центра государственно-частного партнерства Ева Акрачкова