Пожалуй, только самый ленивый из нас не согласится с тем, что без исключения каждой уважающей себя торговой компании как хлеб насущный необходим опыт новой и актуальной сегодня профессии, которая называется мерчандайзинг. Для тех, кто впервые столкнулся с подобным термином, приведем определение, заимствованное в толковом словаре: «мерчандайзинг – это широкий комплекс мер, направленных на увеличение прибыли торговой точки посредством грамотного размещения товара в торговом зале».
Безусловно, данное определение очень точное, но, на наш взгляд, чрезвычайно скучное. Поэтому мы решили обратиться к Аиде Карбаевой, ведущему мерчандайзеру одной из сети модных магазинов, которая поможет более детально разобраться в особенностях данной профессии.
- Аида, вы имеете достаточно большой опыт работы в сфере визуального мерчандайзинга и, наверняка, без труда ответите, кто же он такой - мерчандайзер?
- Мерчандайзер – это лицо компании, это именно тот представитель торговой марки, который благодаря своим знаниям и умениям способен убедить любого, даже самого привередливого, клиента сделать покупки именно в данном магазине. То есть мерчандайзер – это тот человек, который знает многие уловки, владеет массой профессиональных инструментов и, безусловно, сам имеет эстетический вкус.
- По понятным причинам тема мерчандайзинга в последнее время становится все более и более актуальной. Так где же у нас можно обучиться данной профессии?
- Так как направление мерчандайзинга появилось в Казахстане совсем недавно,пока, к сожалению, вузы и другие учебные заведения нашей страны не внедрили программы по обучению и подготовке сотрудников данной области. Тем не менее в глобальной Сети можно без труда отыскать с полсотни полезных и не очень видеосоветов, в большом количестве печатается тематическая литература, как в форме отдельных изданий, так и в виде небольших статей и заметок в периодике, ну а наиболее крупные торговые компании устраивают мастер-классы и тренинги по визуальному и розничному мерчандайзингу для своих сотрудников. Состоят они из двух частей, во второй, как водится, организовывают практическую часть. И тогда под чутким руководством тренеров – профессиональных мерчандайзеров компании – обучающиеся воплощают в жизнь полученный багаж знаний. Ну а далее – все дело опыта и практики…
- Это настолько увлекательно и одновременно ответственно, поскольку в этот момент ты становишься настоящим творцом…И все же, почему владение этой профессией сегодня так необходимо магазинам, специализирующимся на реализации модных товаров?
- Вы сами ответили на свой вопрос. Действительно, каждый раз мерчандайзер – это творец, от которого многое зависит. Ведь, оформляя витрину, стилизуя капсулу, занимаясь стайлингом манекенов, выставляя грамотно торговое оборудование и проявляя массу профессиональных уловок, мерчандайзер творит особую историю и презентует ее покупателю. Впоследствии, когда клиент перешагнет порог магазина, ему будет только казаться, что он самостоятельно выбирает себе одежду, на самом деле выбор за него уже будет сделан мерчандайзером еще в тот момент, когда задумывалась та или иная fashionstory. А все потому, что талантливый мерчандайзер обладает четким пониманием того, что именно хочет его целевой клиент и осознанно использует определенные инструменты для его привлечения и даже легкой манипуляции с ним.
- Предлагаю остановиться на самых действенных инструментах и наиболее эффективных приемах мерчандайзинга.
- Так же как театр начинается с вешалки, так и магазин начинается с витрины, которая создает первое впечатление о той или иной торговой точке и презентации которой необходимо уделить пристальное внимание. Эта визуальная часть всегда должна быть оформлена по сезону, опрятной и предельно внимательной к деталям, то есть никаких неотутюженных комплектов, непоправленных воротничков, незастегнутых пуговиц, торчащих этикеток, видимых алармов и пр.
- Как насчет интересных концепций и оригинальных цветовых историй, они приветствуются?
- Да, беусловно. Кроме того, большим плюсом для мерчандайзера является разработка этих концептуальных историй. Прекрасно, когда стилизация витрины включает манекен или группу манекенов. Разумеется, одевать их необходимо также по определенным правилам и созданные образы следует периодически обновлять, ориентируясь не только на случайного, но и на постоянного клиента. На манекен, как правило, надевают либо самые дорогие вещи коллекции, либо те, которых чрезвычайно много на складе и которые необходимо продать как можно скорее. Не полагается также облачать манекен в коммерческие вещи или, по-другому, бестселлеры, то есть в тот товар, что сам себя способен продать, например, белая футболка или маленькое черное платье. И, разумеется, манекен не должен быть босым! (Смеется.)
- Насколько я понимаю, витрина – это тот эмоциональный компонент, который заставляет войти в зал. Поэтому одно дело завлечь покупателя, другое – как его удержать.
- Каждого посетителя, когда он попадает в интерьер, должно привлекать в магазине абсолютно все. Начиная с выкладки товара и завершая приятной музыкой. И чем грамотнее здесь будут применены приемы мерчандайзинга, тем более высока вероятность хороших продаж. Концепция выкладки товара весьма богата. Например, в идеале необходимо выстроить оборудование таким образом, чтобы клиент как можно чаще останавливался и изучал товар. Будь то гондолы, пирамиды, столы-накопители или короба, они должны попадаться на пути следования покупателя через каждые 3-4 шага. Ну а то, каким образом их лучше оформить, зависит от многих аспектов. Учитывается сезон года, наличие или отсутствие новой коллекции и/или спецпредложений. О которых, к слову, тоже необходимо оповещать покупателя правильно расставленными афишетками и другими POS-материалами.
- Есть закономерность, что войдя куда-либо, будь то музей, галерея, магазин, посетитель обычно перемещается по залу в направлении против часовой стрелки. Необходимо ли мерчандайзеру помнить и об этой простой общечеловеческой психологии?
- Я скажу даже больше: это знание позволит мерчандайзеру правильно расставить все акценты в оформлении презентаций на пристенном оборудовании, выкладке товара в так называемых горячих зонах и пр. Высоким продажам также способствуют удобство поиска нужного товара, наличие размерной сетки, этикеток с ценниками, собственно сам товарный вид и даже правильно подобранные к той или иной модели вешалки-плечики.
- Как я понимаю, это вкратце все, что касается «тяжелой артиллерии». А что бы вы могли рассказать относительно более «тонких материй»?
- В задачи мерчандайзера также входит обеспечить свой торговый зал утонченной атмосферой – очаровательная музыка, приятные ароматы, ослепительные улыбки персонала и идеальная чистота. Ну скажите, как же тут клиенту не поддаться искушению?!
- Да, действительно. Выходит, что мерчандайзер – это такая многоликая профессия, позволяющая заявить о себе, как о прекрасном знатоке рынка товаров и услуг, применить на практике знания о психологии покупателя, воплотить творческую фантазию вкупе с собственным отменным вкусом, а также продемонстрировать свои знания о моде и актуальных тенденциях fashion-индустрии.