USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.69$
+0.100
BTC
104957.00$
-1030.000

«Автоваз» ищет подспорье в казахстанском авторынке

Засилье продукции «Автоваза» на местном рынке уже никого не удивляет

Share
Share
Share
Tweet
Share
«Автоваз» ищет подспорье в казахстанском авторынке- Kapital.kz

Засилье продукции «Автоваза» на местном рынке уже никого не удивляет. На фоне продолжительного полуторагодового падения продаж российского автоконцерна у себя на родине (-25% за один только январь 2015 года) казахстанцы радуют неослабевающим спросом. «Мы берем то, что стоит дешевле, и поэтому на нашем рынке те же «Лады» занимают львиную долю», – говорит о причинах «любви» соотечественников к продукции российского автозавода Эдурад Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза.

Статданные Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) свидетельствуют о 30%-ной доле «Автоваза» на нашем рынке. Несмотря на почти 8%-ное снижение в прошлом году (29,8% против 37,4% в 2013 году), первое место на казахстанском рынке осталось за российским автогигантом. Наши соотечественники свое предпочтение отдают LADAPriora и Granta, тем самым делая их бестселлерами. Немаловажная деталь – в страну идет порядка 65% от всего экспорта волжского автозавода.

Нам нечем крыть

Большая доля экспорта «Автоваза» в Казахстан объясняется работой единого таможенного пространства. Уже с начала 2011 года внутри ТС стали действовать тарифы, которые обеспечили российской стороне более комфортные условия работы на казахстанском и белорусском рынках. Да и малозначительное предложение со стороны казахстанского автопрома вносит свою лепту.

«Если рассматривать российские марки (LADA и UAZ), то в 2014 году их суммарная доля составила 31%, хотя еще год назад она немного превышала 38%. И если LADA за год потеряла в продажах 21,4% (до 45,2 тыс. штук), то UAZ, наоборот, прибавил (+14,3% – до 1,9 тыс. штук). В целом же рынок Казахстана в прошлом году снизился на 1,4% – до 151,4 тыс. автомобилей. Несмотря на то, что доля LADA сократилась, она все равно остается лидером рынка, поскольку имеет более привлекательную цену. Пока сложно прогнозировать, что будет с рынком в будущем», – дает экспертную оценку Азат  Тимерханов, ведущий аналитик агентства «Автостат».

Стоит отметить, что до 2003 года продукция российского соседа на отечественном рынке занимала чуть ли не 70%. Но потом дела не заладились: в предкризисном 2006 году рыночная доля тольяттинского автозавода упала до 35%. Чему способствовало открытие официальных продаж различных иностранных брендов.

«Ежегодно доля «Автоваза» на российском рынке уменьшается в пределах 10-25%, автогигант теряет свой рынок. В этом ключе для россиян казахстанский рынок становится все привлекательней. Если взглянуть на данные, то видно, что до 40% отечественного рынка занимает продукция «Автоваза». Получается, что компания теряет свои позиции в России, но для Казахстана остается значимой. Конечно, объемы не сравнимы с российскими, где автоконцерн продает по 300-400 тыс. автомобилей в год, тем не менее, если брать во внимание местный рынок, то продукция российского завода занимает существенную долю», – делится своим мнением Эдоков.

Российский автогигант у себя на родине отступает по всем фронтам, и этому есть ряд причин. Первое – падение платежеспособного спроса населения РФ. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) констатирует, что в 2014 году продажи авто на российском рынке уменьшились до 2,49 млн авто (-10,3%). Второе – потребительское предпочтение давит на показатели. По словам Эдокова, большую долю в российском производстве занимают зарубежные бренды – Toyota, Hyundai и KIA. Иными словам, идет переток спроса, когда россияне меняют руль «Лады» на иностранный. «Доля «Автоваза» упала, но при этом она выросла у иностранных брендов, особенно у тех, что производят автомобили на территории РФ», – говорит Тимерханов. На показатели также влияет политика. Украина, некогда являвшаяся ключевым рынком сбыта, и вовсе призвала максимально ограничить импорт российских авто из-за кризисной ситуации, в которой сегодня оказался рынок. Киев страхуется от растущих объемов «Автоваза», предпринимая ряд заградительных мер, а также целый комплекс по поддержке внутреннего производства. Так, доля рынка российского производителя в 2014 году снизилась с 9% в 2013 году до 4% на конец 2014 года.

1cf59ac97e10781b55deb06e2a3.png

Источник: AKAB.KZ

В кризис не пройдет

К концу прошлого года казахстанский автомобильный рынок впервые с 2009 года показал снижение количества продаж автомобилей в годовом выражении на 1,31%. Как предполагают эксперты, такая тенденция будет продолжаться и дальше. «По нашим среднесрочным прогнозам, в последующие годы ниспадающий тренд будет доминировать, и вероятный объем официальных продаж за 2015 год будет на уровне 110 тыс. единиц новых автомобилей. В прогнозе мы учли такие риски, как волатильность курса рубля и полная самостоятельность официального рынка в условиях интеграции», – дают свою оценку в АКАБ.

По прогнозам экспертов, начавшийся год может стать одним из самых сложных как для местного рынка, так и для самого «Автоваза» ввиду экономической ситуации в стране и сокращения кредитования граждан, которое доселе являлось чуть ли не основным драйвером роста для рынка. Перемены не сулят компании ничего хорошего, так как модели экономкласса, которыми и являются авто российского производителя, некогда востребованные даже в период кризиса, могут подорожать даже без учета девальвационного фактора. 

На фоне колебания цен на авто продукция российского автопроизводителя остается популярной. Эксперты прогнозируют, что и спрос на «Автоваз» будет только расти, так как компания выигрывает за счет локализации производства, которая позволяет менее всего зависеть от внешних факторов. К преимуществам также можно отнести то, что российский концерн запустил сборку новой модели, которая, как утверждают руководители, завоюет доверие клиентов. Но нельзя забывать, что конкуренты не спят. Ведь помимо LADA и UAZ, в Казахстане продаются еще и иномарки, собираемые в России. «Те производители, что имеют сборочные предприятия на территории РФ, показывают рост продаж – например, KIA (+48,7%), Hyundai (+14%), Renault (+66,1%). Соответственно, растет и доля этих марок на республиканском рынке», – резюмирует Тимерханов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.