Засилье продукции «Автоваза» на местном рынке уже никого не удивляет. На фоне продолжительного полуторагодового падения продаж российского автоконцерна у себя на родине (-25% за один только январь 2015 года) казахстанцы радуют неослабевающим спросом. «Мы берем то, что стоит дешевле, и поэтому на нашем рынке те же «Лады» занимают львиную долю», – говорит о причинах «любви» соотечественников к продукции российского автозавода Эдурад Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза.
Статданные Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) свидетельствуют о 30%-ной доле «Автоваза» на нашем рынке. Несмотря на почти 8%-ное снижение в прошлом году (29,8% против 37,4% в 2013 году), первое место на казахстанском рынке осталось за российским автогигантом. Наши соотечественники свое предпочтение отдают LADAPriora и Granta, тем самым делая их бестселлерами. Немаловажная деталь – в страну идет порядка 65% от всего экспорта волжского автозавода.
Нам нечем крыть
Большая доля экспорта «Автоваза» в Казахстан объясняется работой единого таможенного пространства. Уже с начала 2011 года внутри ТС стали действовать тарифы, которые обеспечили российской стороне более комфортные условия работы на казахстанском и белорусском рынках. Да и малозначительное предложение со стороны казахстанского автопрома вносит свою лепту.
«Если рассматривать российские марки (LADA и UAZ), то в 2014 году их суммарная доля составила 31%, хотя еще год назад она немного превышала 38%. И если LADA за год потеряла в продажах 21,4% (до 45,2 тыс. штук), то UAZ, наоборот, прибавил (+14,3% – до 1,9 тыс. штук). В целом же рынок Казахстана в прошлом году снизился на 1,4% – до 151,4 тыс. автомобилей. Несмотря на то, что доля LADA сократилась, она все равно остается лидером рынка, поскольку имеет более привлекательную цену. Пока сложно прогнозировать, что будет с рынком в будущем», – дает экспертную оценку Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства «Автостат».
Стоит отметить, что до 2003 года продукция российского соседа на отечественном рынке занимала чуть ли не 70%. Но потом дела не заладились: в предкризисном 2006 году рыночная доля тольяттинского автозавода упала до 35%. Чему способствовало открытие официальных продаж различных иностранных брендов.
«Ежегодно доля «Автоваза» на российском рынке уменьшается в пределах 10-25%, автогигант теряет свой рынок. В этом ключе для россиян казахстанский рынок становится все привлекательней. Если взглянуть на данные, то видно, что до 40% отечественного рынка занимает продукция «Автоваза». Получается, что компания теряет свои позиции в России, но для Казахстана остается значимой. Конечно, объемы не сравнимы с российскими, где автоконцерн продает по 300-400 тыс. автомобилей в год, тем не менее, если брать во внимание местный рынок, то продукция российского завода занимает существенную долю», – делится своим мнением Эдоков.
Российский автогигант у себя на родине отступает по всем фронтам, и этому есть ряд причин. Первое – падение платежеспособного спроса населения РФ. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) констатирует, что в 2014 году продажи авто на российском рынке уменьшились до 2,49 млн авто (-10,3%). Второе – потребительское предпочтение давит на показатели. По словам Эдокова, большую долю в российском производстве занимают зарубежные бренды – Toyota, Hyundai и KIA. Иными словам, идет переток спроса, когда россияне меняют руль «Лады» на иностранный. «Доля «Автоваза» упала, но при этом она выросла у иностранных брендов, особенно у тех, что производят автомобили на территории РФ», – говорит Тимерханов. На показатели также влияет политика. Украина, некогда являвшаяся ключевым рынком сбыта, и вовсе призвала максимально ограничить импорт российских авто из-за кризисной ситуации, в которой сегодня оказался рынок. Киев страхуется от растущих объемов «Автоваза», предпринимая ряд заградительных мер, а также целый комплекс по поддержке внутреннего производства. Так, доля рынка российского производителя в 2014 году снизилась с 9% в 2013 году до 4% на конец 2014 года.
Источник: AKAB.KZ
В кризис не пройдет
К концу прошлого года казахстанский автомобильный рынок впервые с 2009 года показал снижение количества продаж автомобилей в годовом выражении на 1,31%. Как предполагают эксперты, такая тенденция будет продолжаться и дальше. «По нашим среднесрочным прогнозам, в последующие годы ниспадающий тренд будет доминировать, и вероятный объем официальных продаж за 2015 год будет на уровне 110 тыс. единиц новых автомобилей. В прогнозе мы учли такие риски, как волатильность курса рубля и полная самостоятельность официального рынка в условиях интеграции», – дают свою оценку в АКАБ.
По прогнозам экспертов, начавшийся год может стать одним из самых сложных как для местного рынка, так и для самого «Автоваза» ввиду экономической ситуации в стране и сокращения кредитования граждан, которое доселе являлось чуть ли не основным драйвером роста для рынка. Перемены не сулят компании ничего хорошего, так как модели экономкласса, которыми и являются авто российского производителя, некогда востребованные даже в период кризиса, могут подорожать даже без учета девальвационного фактора.
На фоне колебания цен на авто продукция российского автопроизводителя остается популярной. Эксперты прогнозируют, что и спрос на «Автоваз» будет только расти, так как компания выигрывает за счет локализации производства, которая позволяет менее всего зависеть от внешних факторов. К преимуществам также можно отнести то, что российский концерн запустил сборку новой модели, которая, как утверждают руководители, завоюет доверие клиентов. Но нельзя забывать, что конкуренты не спят. Ведь помимо LADA и UAZ, в Казахстане продаются еще и иномарки, собираемые в России. «Те производители, что имеют сборочные предприятия на территории РФ, показывают рост продаж – например, KIA (+48,7%), Hyundai (+14%), Renault (+66,1%). Соответственно, растет и доля этих марок на республиканском рынке», – резюмирует Тимерханов.