USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
90.41$
+0.900
BTC
61041.40$
-2494.500

Банки не планируют пилить бюджеты

Аналитики уверены, что эйфория может скоро пройти

Share
Share
Share
Tweet
Share
Банки не планируют пилить бюджеты- Kapital.kz

В мировом пространстве банки начали сокращать свои бюджеты. Они рассматривают все варианты оптимизации – от увольнений до сокращения бонусов топ-менеджменту. Казахстанские банки же пока не планируют пилить бюджеты, хотя и увеличение их под большим вопросом.

Некоторые финансовые институты не планируют сокращать бюджет, а, наоборот, увеличивают его. Например, Владислав Ли, председатель правления Банка ЦентрКредит, сообщил, что «в декабре правление приняло бюджет и по сравнению с прошлым годом увеличило его». «Но, принимая во внимание текущую экономическую ситуацию, мы думаем, что темпы нашего бизнеса ужмутся. Поэтому, я думаю, что какого-то радикального сокращения расходов не будет», – добавил глава БЦК. Однако, что касается новых инвестиций, отметил он, «мы будем более внимательно подходить к этому вопросу и инвестировать только в то, что требуется в текущий момент».

Kaspi bank придерживается аналогичного мнения, в пресс-службе пояснили, что банк постоянно работает над повышением эффективности, поэтому внутри компании происходят изменения бюджетов по тем или иным направлениям. Однако общий бюджет не меняется.

В ККБ же отметили, что за счет объединения двух банков планируется значительно сократить операционные издержки.

Источник в банковских кругах считает, что фининституты пока не ужимают свои бюджеты, однако уже к середине года некоторым из них придется затянуть пояса. Ситуация до сих пор остается неясной, именно поэтому сейчас они достаточно осторожны в своих прогнозах.

Отказ от офисов, уход в интернет

Первое, что попадает под сокращение, – филиалы и офисы. За рубежом уже на протяжении последних нескольких лет наблюдается тенденция отказа от отделений. Это связано сразу с несколькими причинами: экономия на содержании отделений и стремление клиентов обслуживаться через интернет. Согласно данным компании Celent, количество посетителей отделений банков ежегодно снижается на 5% и, по разным прогнозам, в течение ближайших пяти лет может упасть на 60-70%.

Казахстанские же банки пока не планируют полностью уходить в интернет и отказываться от обслуживания facetoface. Например, в Kaspi bank сообщили, что сокращения не планируется. Не меняет число отделений и Банк ЦентрКредит, пресс-служба которого отметила, что их число остается без изменения.

Касательно обслуживания в интернете, представители Kaspi bank добавили, что сегодня у банка 4000 терминалов, через которые уже каждый пятый клиент оплачивает кредит и пополняет депозит без посещения отделения.

Между тем значительное сокращение центров обслуживания затронуло и еще затронет такие крупнейшие банки, как объединенные Казком (ККБ и БТА) и Альянс (Альянс, Темир и ForteBank).

Например, ранее Тимур Исатаев, председатель правления Альянс Банка, говорил о сокращении 100 офисов по стране из 250. Но даже число оставшихся, по его мнению, слишком много и постепенно будет сокращаться. В идеале для банкира оставить по 1 офису в каждом городе.

Сеть объединенного Казкома, по данным пресс-службы банка, будет насчитывать около 300 операционных отделений. Отделения, географически расположенные в одном месте, будут объединяться или сокращаться. «Мы уже начали в ряде регионов процесс по фактическому переносу, а в некоторых случаях филиалы или отделения уже начинают работать под одной крышей», – сообщили представители банка.

По итогам 2013 года до объединения руководство ККБ отмечало, что число отделений банка составляло 151 – существенно меньше, чем у конкурентов, так же, как и общее число сотрудников.

Отказ от рекламы?

Следом обычно экономия затрагивает рекламные бюджеты. Очевидно, что объединенные банки будут нести существенные расходы на рекламу для продвижения своих брендов. Рекламный бюджет БТА уже практически достиг нуля к концу года, вероятно, что все средства, направленные на раскрутку имени БТА, уже были переведены в Казком для продвижения бренда объединенного банка.

Между тем Бота Жуманова, партнер Ideal Event, считает, что сокращение бюджетов будет полезным для банков, поскольку огромная часть рекламных бюджетов банков инвестируется очень небрежно и неэффективно.

«Это поток, вокруг которого кормится очень много компаний, в том числе медийных. В первую очередь сокращение бюджета должно идти не по принципу «просто сокращу бюджет и все», а должен быть его переток в прямые каналы продаж. То, в чем сейчас нуждается большинство банков, – это более четкое понимание своей клиентской базы, поведенческая аналитика и правильная система предложения правильному клиенту правильного продукта в правильном месте и в правильное время, – отметила Бота Жуманова. – Если банк просто снизит свой бюджет и все, то, боюсь, что, кроме снижения продаж, это ни к чему не приведет».

Что не дает спать банкирам по ночам?

Следующее, чем начинают жертвовать банки, – это сотрудники, ведь это основная часть затрат. Поэтому в первую очередь следующей статьей снижения расходов станет кадровая оптимизация.

Между тем самая большая волна увольнений на всем банковском рынке произошла из-за слияния двух крупнейших банков. Предположительно порядка 3500-4000 сотрудников остались без работы.

Ранее глава Альянс Банка отмечал, что в объединенном ForteВankколичество сотрудников должно составить 3200 из 6000, которые работали в трех банках. Тогда Тимур Исатаев назвал эту меру «очень серьезным шагом по снижению расходов». А уже позже сообщил, что сокращение персонала пропорционально не снизит фонд оплаты труда. То есть банк сократил количество персонала, но сохранившие работу будут получать заработные платы выше, чем раньше, из-за специально созданных программ, бонусов и прочее.

ККБ на конец октября уже сократил порядка 500 человек, включая вакансии – это примерно 10% от текущей численности. Тогда же Нина Жусупова, председатель правления Казкоммерцбанка, отметила, что было подписано несколько соглашений с другими банками, для того чтобы трудоустроить тех людей, которые не впишутся в структуру и которые будут лишними.

С другой стороны, Владислав Ли, наоборот, отметил, что банк утвердил бюджет с ростом на 20% на расходы на персонал.

Вопрос сокращения бюджета для большинства казахстанских банков остается сложным. Предупреждение президента о том, что год будет трудным, плюс девальвационные ожидания и цены на нефть вызывают опасения у банкиров в прогнозах о своих расходах и доходах. Аналитики же уверены, что банкам все же придется ужать свои бюджеты, так как неясная ситуация будет требовать от них быстрого принятия решений по корректировке своих расходов. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.