То, что климат на Земле меняется, уже неоспоримый факт. По данным метеорологов, за 150 лет средняя мировая температура с 13 градусов поднялась до 14,5. Как следствие, и в Антарктиде, и в Арктике потеплело на 1,5 градуса. При этом уровень Мирового океана поднимается на 60% быстрее, чем прогнозировалось. Если быть точнее, то каждый год океан прибавлял по 3,2 мм вместо ожидаемых учеными 2 миллиметров. И все бы ничего, но вместе с этими миллиметрами океанской воды рушится все землеустройство. Число зарегистрированных стихийных бедствий, связанных с погодой, за период с 1960-х годов утроилось. Ежегодно они приводят более чем к 60 тыс. случаев смерти. В соседней России, например, подсчитали, что ежегодный ущерб от стихийных бедствий теперь составляет 60 млрд рублей вместо прежних 20 млрд.
«Чтобы убедить человечество в том, что изменения климата уже настали, мы делаем прогнозы последствий, – говорит старший научный сотрудник управления климатических исследований РГП «Казгидромет» Евгения Петрова. – Произойдет таяние Гренландии, деградация горного оледенения. В Кении с 1855 года ледник Килиманджаро уже растаял на 80%. В Казахстане 2700 ледников, но ежегодно все они уменьшаются на 0,7%. Ледник Туюксу за 38 лет растаял на 1 км. Так и в других зонах. Пустыни наступают на полупустыни, полупустыни – на степи. Если туранга раньше росла исключительно в долинах пустынных рек, то теперь и в степных тоже. Специалисты института географии прогнозируют, что к концу XXI века все ледники в Казахстане вообще растают».
Причины глобальных изменений называются разные – это и снижение солнечного сияния, и историческая сезонность. В Солнечной системе, оказывается, есть и такое. Сейчас – «осень». А через 40 лет наступит «зима». Малый ледниковый период приходит раз в 200 лет, до этого был в конце XVII века. Тогда Финляндия, Швеция, Эстония потеряли половину населения из-за голода, холода и миграции. Замерзли европейские реки Темза, Сена, каналы в Голландии.
Но все же большинство ученых склоняются к тому, что климат меняется из-за увеличения выбросов углекислого газа. Заводы, транспорт за один день сжигают столько углеводородов, сколько Земля запасала в течение 11 тыс. лет. Чтобы адаптироваться к глобальным изменениям, мировые державы еще 17 лет назад подписали Киотский протокол. Соглашение обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой, в том числе и Казахстан, сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. До 2050 года их количество в целом в мире должно быть сокращено в два раза. Однако во второй стадии действия договора несколько государств отказались от количественных обязательств, в том числе Япония, Канада и Россия. Недавно и представители Казахстана посетили ООН, чтобы выразить свое несогласие с выставленным объемом сокращения выбросов. С 5% этот объем увеличился сейчас до 30%. В денежном выражении это составляет минимум 300 млн евро в год.
«Понятно, что Казахстану не осилить эти 40 млн тонн сокращенных выбросов, тем более внутри страны поставлена задача, напротив, увеличивать собственное производство и промышленность. Не успеваем мы реагировать и на переход на энергосбережение и возобновляемые источники. Так что ясно, что будем выполнять договор с дефицитом, по этой причине и ведутся переговоры, чтобы нам все-таки сократили объемы квот», – поясняет юрист по экологическому праву, который и вел переговоры в ООН, Вадим Ни.
Между тем Киотский договор предусматривает не только квоты на выбросы парниковых газов, но и проекты совместного решения, и механизмы чистого развития. В Казахстане уже принято несколько государственных программ по адаптации к изменению климата. Это и национальная концепция, и программа малых грантов, программы развития сельских территорий, управления водными ресурсами до 2040 года и концепция «зеленой экономики».
«Водные программы предусматривают реконструкцию оросительных систем, будут снижены нормы орошения. Если раньше они были 9 тыс. метров на гектар, то теперь будут 7 тыс., – комментирует г-жа Петрова. – Придется переходить на засухоустойчивые культуры, внедрять водосбережение, ведь площади засушливых земель увеличатся до 10%. Так же, как и количество дней с температурой выше 35 градусов, их тоже станет больше».
Министерству здравоохранения придется усилить работу по борьбе с инфекционными заболеваниями, которые в жару развиваются быстрее. В зону риска попадают люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями и пожилые, именно они тяжелее переносят жару. Будет пересмотрено и качество строений, ведь в связи с ростом ураганов и землетрясений они должны быть более устойчивыми.
«Те, кто собирается возводить такие глобальные стройки, как «Кок Жайляу», должны поинтересоваться, какие там условия, что там будет через 20 лет, будет ли там снег вообще, – напоминает начальник управления климатических исследований РГК «Казгидромет» Светлана Долгих. – Снежный сезон сильно сокращается, где гарантия, что снег там вообще выпадет в долгосрочной тенденции? Мы уже не один год наблюдаем, что на севере страны увеличивается осенний сезон, а на юге – весенний, зимы становятся теплее, лето жарче».
В краткосрочном прогнозе влияния климата на экономику Казахстан даже окажется в выигрыше. К 2015 году отопительный сезон, например, сократится до 4,5 дня, что даст значительную экономию энергопотребления. Любая единица повышения энергоэффективности ведет к сокращению интенсивности выбросов более чем на 1%.
«Выгода в энергоэффективности будет однозначно, – говорит директор ТОО «Инновационные технологии в автоматизации» Александр Головацкий. – Даже замена обычной лампочки на энергосберегающую составит экономию потребления в 10 раз. А если разориться и установить на 20 тыс. тенге другие энергосберегающие приборы, то уже через год вложения окупятся и дальше будет экономия в 6 раз оплаты коммунальных услуг».
На курортах увеличится купальный сезон, появится возможность выращивания новых сельскохозяйственных культур. Погода станет теплее, а осадков больше, что увеличит объемы урожая. Но есть и грустные долгосрочные прогнозы, по которым значительно пострадают жители пустынных зон и островных государств, которые могут уйти под воду.
«К сожалению, пока у нас переход на «зеленую экономику» находится в стадии обсуждения и только, – поясняет Вадим Ни. – Возобновляемые источники энергии используются только на 0,01%, а нужно как минимум 10%. Кажется, что в Казахстане просто еще не осознают, к каким потерям ведут изменения климата. Ясно, что мы столкнемся с проблемой нехватки воды. Строящиеся курортные объекты могут оказаться невыгодными. Уже сейчас значительно подорожал горнолыжный отдых в Европе, отчасти потому, что приходится использовать на склонах искусственный снег».
Впрочем, стоит помнить, что не все ученые смотрят на перемены климата одинаково. Есть и те, кто видят в этом только экономические бонусы, которые можно получить с помощью различных интерпретаций проблемы. Достаточно вспомнить, как на саммите ООН в Копенгагене британских экологов обвинили в умышленном завышении температурных значений России. Данные их исследований стали публичными и выяснилось, что их замеры искажали картину потепления в сторону плюса. Не исключено, что делалось это и для давления на Россию при подписании климатического соглашения о сокращении выбросов. Так что климат очень тесно переплетается не только с экономикой, но и политикой.