На брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте РК Ануар Джумальдиев, председатель налогового комитета министерства финансов, сообщил о планах создания законопроекта по введению всеобщего декларирования доходов и имущества граждан Казахстана.
По мнению Жаннат Ертлесовой, председателя управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, данная мера не только позволит эффективно противодействовать теневой экономике и коррупции, но и поможет достичь максимальной отдачи от налога на роскошь.
Так, представителям фискальных органов затруднительно проследить и обложить налогами лиц, чье имущество не зарегистрировано в стране. «Налог на роскошь не решит отдельную проблему. К ее решению нужно подходить комплексно. В этом ключе введение всеобщего налогового декларирования представляется хорошей альтернативой», – отметила г-жа Ертлесова.
Кроме того, инициатива будет способствовать оптимизации работы налогового комитета и финансовой полиции, заявил г-н Джумальдиев.
Следует отметить, что разработчики законопроекта тщательно изучили мировой опыт и убедились в своевременности и необходимости инициативы. Результаты сравнительного анализа преимуществ и недостатков всеобщего декларирования в Республике Казахстан, осуществленного экспертами Института экономических исследований, указали на то, что данная мера уже давно применяется во многих странах мира. Причем почти во всех этих государствах наряду с всеобщим декларированием используют механизм удержания индивидуального подоходного налога у источников выплаты дохода – работодателей.
В Германии, к примеру, при налогообложении доходов физических лиц применяется два способа взимания налога: у источника и по декларациям, которые подаются в налоговую службу в начале календарного года, следующего за отчетным. При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу из дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные с получением доходов, и особые издержки. Некоторые виды особых издержек подлежат вычету в неограниченном количестве, например, церковные налоги, партийные взносы. Другие минусуются с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной в зависимости от семейного положения. Это, прежде всего, вычеты страховых взносов и взносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. А затраты на собственное профессиональное обучение или повышение квалификации, затраты на работников в собственном хозяйстве, а также школьные расходы вычитаются в твердо установленной сумме. К особым издержкам относятся также алименты разведенным или живущим отдельно в течение длительного времени супругам. Кроме того, налогооблагаемая база может быть уменьшена на сумму непредвиденных расходов: расходы на пребывание в больнице, расходы родителя-одиночки на бытовые услуги при воспитании ребенка моложе 16 лет.
В конце года при подаче декларации сумма изъятого подоходного налога корректируется в зависимости от фактически понесенных расходов и с учетом необлагаемого прожиточного минимума. На основании декларации налоговые органы представляют требования об уплате налогов. А налогоплательщик выплачивает налог авансом четырьмя квартальными взносами на базе налоговой декларации за предыдущий год.
В некоторых государствах Старого и Нового Света используется процедура предварительного заполнения деклараций. Это означает, что на основе сведений о доходах и имуществе физических лиц, полученных от третьих лиц, формируется база данных по доходам и имуществу. Исходя из этого, налоговые органы осуществляют предварительное заполнение деклараций. Затем их рассылают физическим лицам, которые в свою очередь подтверждают сведения о доходах и имуществе, либо в случае несогласия с указанными сведениями заявляют фактические данные.
Исследование отмечает, что переход к всеобщему декларированию в Казахстане ставит перед собой задачу повышения собираемости налогов и противодействия теневой экономике. При наличии достаточно низких налоговых ставок с доходов и имущества физических лиц масштабы уклонения от уплаты налогов в РК остаются значительными.
Как отмечают эксперты, развитие малого бизнеса, рынка ценных бумаг, рынка недвижимости в Казахстане не дало адекватного роста поступлений в бюджет в виде индивидуального подоходного налога. При этом бюджеты развитых стран в основном формируются за счет налогов с физических лиц. В частности, поступления индивидуального подоходного налога в консолидированном бюджете составляют в США 60%, в Великобритании, Швейцарии, Швеции – по 40%, странах ОЭСР, в среднем, – 30%, а вместе со взносами на социальное страхование, взимаемыми с общей базы, что и подоходный налог, – 55%.
Кроме того, развитие рыночной экономики обуславливает увеличение объема доходов физических лиц, с которых не производится удержание налога у источника выплаты и которые по законодательству подлежат декларированию физическими лицами самостоятельно, что требует организации эффективного контроля со стороны государства за полнотой отражения таких доходов.
Вместе с тем обеспечение всеобъемлющего контроля отражения физическими лицами доходов для целей налогообложения и выявление лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, затруднено. Ввиду того, что в настоящее время декларацию о доходах и сведения об имуществе представляет лишь незначительная часть населения республики, а именно депутаты парламента, судьи и физические лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с действующим законодательством.
Именно поэтому эксперты пришли к мнению, что введение всеобщего декларирования позволит произвести 100-процентный охват по налоговому администрированию физических лиц, обеспечив тем самым полноту уплаты налогов гражданами.